Добрый день!
Сегодня я поделюсь опытом общения со страховыми компаниями для получения, положенных по закону, страховых возмещений по ОСАГО. Не секрет, что в нашей с вами стране страхование обязательной гражданской ответственности ОСАГО для каждого владельца транспортного средства является обязательным, причем стоимость услуги постоянно растет. А как обстоит дело с качеством данной услуги? Сейчас постараемся разобраться вместе.
Процедура любого вида страхования состоит из двух основных этапов. Первый этап, поиск страховой компании и покупка полиса. Второй этап, обращение в страховую компанию за возмещением ущерба.
Что касается покупки полиса, здесь вроде бы все ясно, нашел в интернете понравившуюся компанию или на улице увидел приятную вывеску, зашел, 20 минут и полис ОСАГО в кармане, благо большого выбора нет, стоимость примерно одинаковая, различия в стоимости зависят от категории авто и страховой истории водителя. Но даже на этом, простом этапе государство совместно со страховыми компаниями сумели подложить свинью автовладельцам, чтобы не расслаблялись, наверное. Не так давно, во время очередной реформы ОСАГО, у многих автомобилистов возникли проблемы с покупкой страховки, страховые компании отказывались их оформлять, особенно страдали регионы. Вроде все делается для удобства обелечивания автомобильного населения, ввели электронные полисы, оформляются, не выходя из дома, но нет, у нас просто ничего не делается. Приехали законопослушные автовладельцы купить страховку, а им отворот поворот, электронный полис не выписывается, сайт страховой завис, а в представительствах страховых компаний резко закончились бумажные бланки, причем везде и у всех. И чем, бедные страховщики объясняли причины, отсутствием рентабельности ОСАГО, простыми словами страховые компании, с их слов, ничего не зарабатывают на ОСАГО и даже наоборот работают себе в убыток. Бедные, бедные, может аппетиты свои, для начала, сократить и пересмотреть представительские и организационные расходы на себя любимых? Сейчас середина апреля 2020, проблемы с покупкой ОСАГО нет, заплатил, получил. Хорошо, если не пришлось воспользоваться, выдохнули в конце года и заплатили за следующий полис.
Гораздо интересней, если возникает необходимость воспользоваться своим законным правом на возмещение по ОСАГО. Во всех случаях, крайним является невиновное лицо, то есть лицо, пострадавшее в ДТП. Государство пошло навстречу водителям и теперь за возмещением ущерба по ОСАГО мы обращаемся в страховую компанию, где приобретали полис, ранее обращались в компанию виновника ДТП. Проблем от этого меньше не стало. В первых в 90% случаях возмещение по ОСАГО предусмотрено в натуральном виде, а именно ремонт на СТО по направлению страховой компании. Во вторых, оценка ущерба происходит по заведомо не выгодным для автовладельца методикам и расценкам. В третьих, экспертиза повреждений проводится экспертами, аккредитованными страховой компанией, отсюда происходит заведомо заниженная оценка стоимости ремонта. В четвертых, все вышеперечисленное является негласными правилами страховых компаний, цель которых, создать обратившемуся за возмещением ущерба, максимально большое количество проблем, и свести к минимуму стоимость возмещения, а высший пилотаж - это отказ в выплате ущерба. Ничего личного, только бизнес.
Не каждый имеет моральные силы и финансовые возможности противостоять страховой машине по зарабатыванию денег. Процедура отстаивания своих прав длительная, нудная и дорогостоящая. На это и расчет страховой системы. Если из 10 обратившихся за выплатами 2 окажутся упертыми, пройдут все круги страхового и судебного ада. Тогда, в конце этого пути, минимум через год получат свои законные выплаты, в виде ремонта на аккредитованных СТО, в полном объеме, это будет победа страховой компании. Поскольку остальные 8 из 10 будут довольствоваться оценкой ущерба предложенной страховой компанией. Вот так зарабатываются огромные прибыли за счет автовладельцев.
И это только этап оценки ущерба, где существенно занизили стоимость ущерба. Далее начинается самое интересное, а именно страховой ремонт пострадавшего автомобиля. Страховая компания направляет автомобиль невиновного в ДТП гражданина в один из автосервисов (СТО), по своему усмотрению. Требования, предъявляемые к СТО и сроках ремонта, конечно, законодательно прописаны, но в действительности, то, что происходит на таких СТО со страховыми автомобилями просто дикий ужас. В итоге вероятность забрать искалеченный автомобиль, после такого ремонта, весьма высока. Ведь расценки страховой компании для СТО, тоже не высоки, зато обеспечивают постоянный приток новых клиентов, на которых можно заработать.
Вывод не утешительный: крайний на этом празднике жизни является, ни в чем не виноватый автовладелец, попавший в ДТП, и вынужденный стать заложником системы ОСАГО по неволе, за свои же деньги. Поскольку выбора нет. Все страховые компании работают по описанному выше алгоритму.
Что делать, если попал в ДТП? Вы не виновны, выполнили все формальности, предписанные правилами страхования:
1. Обращаясь в страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба по ОСАГО, оставляйте себе копии всех документов с отметкой страховой;
2. Фиксируйте на видео процедуру экспертизы вашего автомобиля;
3. Задавайте вопросы эксперту, если считаете, что не все повреждения осмотрены во время экспертизы;
4. Контролируйте процесс рассмотрения документов в страховой компании, не пускайте на самотек;
5. Знайте, сроки рассмотрения документов (прописываются в правилах страховой компании);
6. Просите у представителя страховой компании список аккредитованных СТО, проведите предварительный мониторинг СТО;
7. В случае несоответствия, стоимости оценки ущерба, реальному ущербу, закажите независимую экспертизу;
8. Напишите претензию в страховую компанию и приложите копию независимой экспертизы;
9. В случае отказа в удовлетворении претензии, пишите заявление в суд, в 99% случаев суд встает на сторону автовладельца;
10. Получите направление на СТО. В направлении должен стоять срок проведения ремонта, максимум 30 дней;
11. Проверьте отзывы по СТО, визуально посмотрите состояние помещений, инструмента, работников, и.т.п;
12. Составьте подробный акт приема-передачи автомобиля, ведите видеозапись приемки;
13. Помните, в случае возникновения претензий к качеству ремонта, вы обращаетесь не напрямую в СТО, а в страховую компанию;
14. Если вас не устраивает СТО, пишите письменное заявление в страховую компанию с требованием направить в СТО соответствующее требованиям законодательства и вашим предпочтениям, в рамках требований законодательства предъявляемым к СТО;
15. Если ремонт затягивается на время, превышающее установленное в акте прима-передачи, обращайтесь в страховую компанию;
16. В случае не проведения ремонта в установленный законом срок, требуйте от СТО, чтобы вам показали ваш автомобиль и в случае если ремонт машины на момент осмотра не начинался, требуйте возврата автомобиля и аннулирования акта приема-передачи (в данном случае, вы рискуете остаться без машины на неопределенное время);
17. Если СТО отказывается вернуть автомобиль, вызывайте представителя страховой компании и полицию (незаконное удержание имущества), обычно декларирование таких шагов достаточно для начала конструктивного диалога и определение реальных сроков ремонта вашего автомобиля;
18. Получать автомобиль после страхового ремонта необходимо с привлечением специалиста и профессионального инструмента для определения качества установленных запасных частей и выполненного ремонта с составлением подробного акта прима-передачи автомобиля после ремонта;
В общих чертах, если соблюдать эти правила, возможно, остаться при своих, после взаимодействия со страховой компанией.
Несколько раз, пройдя путь возмещения ущерба по ОСАГО, я делаю неутешительный вывод, в нашей стране страховые компании устроили автовладельцам страховой геноцид за счет автовладельцев.