И заключительная статья, где мы сравниваем жизнь российских и американских школьников.
Чем похожи, а чем отличаются? И где же все-таки будет лучше самому ребенку?
1. Чему и как учатся школьники?
В российских школах все учатся по единым образовательным программам. То есть, если есть в программе, например, «Отцы и дети» Тургенева или курс органической химии, то любой 10-классник будет это изучать. В любой регионе список предметов у школьников будет практически одинаковым. А к обязательной базе добавляются еще и внеурочная деятельность, факультативы и элективные курсы, направление которых дети по большей части тоже не выбирают или выбирают вне зависимости от своих интересов. Просто потому что надо. В этом есть некая стабильность - каждое поколение осваивало примерно одинаковую базовую школьную программу.
В США ученики средней и старшей школы по сути сами составляют учебную программу. У них есть определенный порог кредитов (то есть часов и баллов), которые они должны набрать в итоге по группам предметов. Каждый школьник перед началом учебного года сам выбирает предметы, которые он будет изучать. Школа собирает всю информацию и составляет расписание. Поэтому классов как в России здесь нет. Есть общий поток учеников по году обучения и каждый посещает только те предметы, которые он выбрал. Кроме этого школам задано скажет так общее направление программы обучения, а уже что именно дети будут изучать и в какой форме определяется в конкретной школе и самим учителем. Поэтому у 10-классников в разных школах и штатах будет разная программа.
2. Как проходит учебный день детей?
И в США, и в России учатся примерно одинаково - 12 и 11 лет соответственно. Да и количество уроков тоже: от 6 до 8 плюс дополнительные кружки и секции по интересам. Но вот подход к организации школьного дня детей немного разный.
В России между уроками перемены от 5 до 25 минут. На переменах детям на улицу чаще всего выходить нельзя, весь день они проводят в школе. Каждый день дети получают оценки от 2 до 5 баллов и бесконечные домашние задания. Кстати, вы же тоже всегда знали, как учатся ваши одноклассники. Оценки за контрольную не были какой-то конфиденциальной информацией. С 1 класса детей приучают к усидчивости и прилежности, прозвенел звонок, садись за парту и 45 минут сиди тихо и учись. На уроках как правило гробовая тишина, слышно только голос учителя. Любой шум - это признак нарушения дисциплины и учебной атмосферы. Все классные вопросы и школьные новости обсуждаются на классном часе, который включается в расписании школьников.
В США перемены очень короткие - время дается только на то, чтобы дети дошли до своего шкафчика, взяли учебники и пошли на следующий урок. Большой перерыв только на обед, при желании его дети могут провести на улице. В начальной школе дети такие учатся в одном кабинете и с один учителем, только атмосфера на занятиях совсем другая. Дети могут заниматься сидя за партами, или в креслах, или просто на ковре. В классной комнате специально для этого оборудованы разные зоны. Не смотря на такую свободу, есть четкие правила поведения, дети знают, что можно, а что нельзя делать на уроке. Домашних заданий практически нет, если ребенок хочет чего-то достичь, то это его зона ответственности, он сам должен приложить усилия и изучать это дополнительно. Для оценивая здесь тоже используют 5-балльную систему, только ставят вместо цифр буквы:
A - 90 - 100 %
B - 80 -89 %
C - 70 - 79 %
D - 60 - 69%
F (E) - 0 - 59 %
Еще есть 100 система или пишется процент выполнения задания. Да и в США успеваемость каждого - это его личное дело, никто не будет пофамильно озвучивать перед всем классом оценки за тест. Так как классов как у нас здесь нет, у детей есть педагог-куратор, с которым на перемене могут обсуждаться школьные новости.
3. Школьная жизнь: стабильность или постоянные изменения?
Российские школьники могут 7 лет просидеть за партой с лучшим другом, они взрослеют всем коллективом и хорошо, когда отношения сложить благоприятно. А если нет? Если ребенка не принимает коллектив? Нередко это становится проблемой только самого ребенка и его родителей. Много лет в одном классе может преподавать какой-то предмет только один учитель. И многие не любят, когда учителя часто могут меняться. Да действительно, такая практика позволяет отследить результат работы педагога, да и сами школьники привыкают к определенной манере преподавания.
Но может быть именно по этим же причинам в школах США нет такой привязки - учителя каждый год могут меняться, если ребенок выбирает разные предметы и на разном уровне изучения, все школьники учатся одним потоком и группы постоянно перемешиваются на разных уроках. Каждый по-разному может проявиться себя, все зависит от окружения. Все учатся уважительно взаимодействовать друг с другом, буллинг или агрессивное поведение педагоги здесь пресекают на корню.
Везде есть свои плюсы и минусы, и каждый должен решить самостоятельно, какая модель обучения ему ближе.
А вы как думаете?
Где школа лучше?
Или может надо все совсем по-другому делать?