В 2020 году примерно половина российских работодателей, так или иначе, будут предлагать вакансии для удаленной работы. Если ты все-таки боишься неизвестности фриланса, мы расскажем, как и на чем можно зарабатывать вне стен офиса.
Первый из серии таких материалов посвящается самой популярной сфере на биржах фриланса – работе с текстом.
Плюсы и минусы
Текстовики – самая большая «каста» фрилансеров не просто так. Главный плюс и одновременно главный минус этого вида работы в его доступности. Писать может каждый грамотный человек, значит, тебе ничего не помешает прямо сейчас предлагать свои услуги. Но не все так просто.
Сфера текстовых услуг более чем переполнена, поэтому найти среди огромного количества копирайтеров «того самого» для работодателя становится все труднее. В надежде отделить «зерна от плевел» клиенты ставят все более жесткие рамки по опыту, образованию и достижениям, затрудняя трудоустройство начинающих соискателей.
Есть и обратная сторона проблемы – совсем не требовательные заказчики. Они, как правило, не слишком разбираются в тонкостях написания текстов и движимы в основном желанием сэкономить. Это доставляет проблемы авторам с опытом, которые привыкли оценивать свою работу выше дилетантской, а в итоге и вовсе остаются без заказов.
Зачем мне платить вам 5 000 рублей за текст, если другой фрилансер напишет его за 500 рублей?
К сожалению, это более чем распространенный вопрос. Наш совет – не связываться с такими заказчиками.
Однако в доступности текстовой сферы, как мы говорили, есть и плюсы. У тебя всегда есть шанс доказать, что, несмотря на отсутствие успешных кейсов за плечами, ты – стоящий работник. И этот шанс – тестовое задание. К счастью, сегодня пройти его предлагает большая часть работодателей.
Что делать?
Механика поиска удаленной работы и так ясна. Для начала предлагаем понять, чем конкретно тебе можно заняться.
Копирайт
Копирайтеры или авторы статей – основная профессия в среде текстового фриланса. Работа копирайтера заключается в создании уникального текста на тему, заданную заказчиком.
Копирайтеров ищут все: от журналов и интернет-порталов, до каналов с Яндекс.Дзен и магазинов, желающих наполнить серьезным контентом свой сайт. В широком смысле, копирайтерами называют всех, кто пишет авторские тексты за деньги. Но есть и более узкие направления.
Контент-копирайт
Одно из таких направлений. Работа подразумевает создание контента для блогов в социальных сетях или на сайтах. Объемы текста здесь в разы меньше, но и оплата, как правило, тоже. Однако гораздо выше шанс работать с клиентом постоянно, а не «на один раз». От SMM-менеджера контент-копирайтер отличается тем, что не отвечает за продвижение и планирование блога или ресурса.
SEO-копирайт
Более серьезный вид работы. SEO-копирайтеры пишут тексты так, чтобы они успешно отображались в поисковых системах. Просто сделать хороший материал недостаточно, нужно обладать навыками SEO-оптимизации. Это сложнее, но лучше оплачивается.
Коммерческий копирайт
Когда вы уже достаточно отточили свои навыки, чтобы с уверенностью заявить, что на ваш текст «клюнет» клиент, можно предлагать свои услуги по написанию коммерческих или рекламных статей.
Они часто требуются корпоративным или профильным медиа, работающим на узкую аудиторию, а также рекламным агентствам и блогерам, сотрудничающим с брендами. Создание грамотной нативной рекламы – интересное и хорошо оплачиваемое занятие, но новичку на этой ниве, светит скорее создание шаблонов для e-mail рассылок. Что ж, с чего-то надо начинать.
СМИ
Копирайтеры нередко становятся работниками СМИ разного масштаба. Услугами авторов на удаленке пользуются и развлекательные, и общественно-политические порталы. И все-таки чаще можно встретить вакансии веб-корреспондентов или, по-простому, новостников.
Эта работа – альтернатива офису для тех, кому важна стабильность, график и выходные по расписанию. Заключается она в поиске инфоповодов в заданной сфере и написании небольших заметок по определенному стандарту.
Рерайт
Менее прибыльное, но в разы более простое занятие. Создавать авторский контент не нужно, достаточно переписать текст из заданного источника своими словами так, чтобы системы проверки плагиата распознавали его как уникальный.
Транскрибация
Не самый распространенный вид заработка, который все-таки стоит упомянуть. Это расшифровка аудио- или видеосообщений. Другими словами, набор текста. Такими услугами часто пользуются для дублирования медиа-контента, создания субтитров и так далее. Вакансий для транскрибаторов немного, но, если заказчик найдется, вероятнее всего вы сможете работать на постоянной основе.
Перевод
Знаешь английский? Хорошо! Знаешь какой-нибудь менее распространенный иностранный язык? Еще лучше! Авторский перевод текстов ценился во все времена и с появлением программ-переводчиков не стал менее актуальным в профессиональной среде. Особенно, когда дело касается узкоспециализированных материалов. Некоторые сайты и вовсе существуют исключительно на переводах зарубежного контента.
Корректура
Писать вообще ничего не надо. Надо читать и исправлять ошибки. Основная задача корректора – оперативно вычитывать опубликованные или присланные ему тексты копирайтеров.
Что по деньгам?
За достойную оплату труда в текстовой нише фриланса придется побороться. Но только если вы сами назначаете стоимость своей работы. Часто заказчик сам говорит, сколько готов вам заплатить.
В среднем, за статью крупные современные медиа платят 1 500 – 2 000 рублей. В регионах ценник немного падает.
Рерайт ценится ниже, а корпоративные материалы выше. Переводчикам платят в зависимости от сложности темы и распространенности языка.
Стоит ли?
Решать, стоит ли зарабатывать на жизнь таким способом, каждый должен сам. При удачном стечении обстоятельств и долгом и упорном труде, этот способ заработка сможет стать основным и очень даже прибыльным.
Например, почти вся наша команда занимается написанием статей в качестве подработки. Это хорошая прибавка к основной зарплате.
Текст: Иван Козлов
Фото: unsplash.com