В Советском Союзе было много достоинств и недостатков. Одним из неоспоримых преимуществ Советского Союза были достижения в мультипликации. Советские мультики до сих пор находят своего зрителя, причём не столько из-за ностальгии по прошлому, сколько из-за их качества (по крайней мере сравнительно с современными российскими продуктами).
Но порой мы не замечаем подтекста и аллюзий, которые автор использует в жанре мультипликации. У нас многие зрители до сих пор не знают, что "Ёжик в тумане" — это тяжелая драма об осознании смерти (об этом как-нибудь в другой раз). Мы с трудом улавливаем подтекст таких идеологических мультфильмов, как "Незнайка на Луне" и "Чиполлино", ведь в них критика капиталистических отношений показана ярко и во всей красе. Так о чём же сказка "Кошкин дом"? И всё ли мы понимали в детстве?
Дисклеймер: вы можете быть не согласны с автором, это нормально. Он предлагает своё видение произведения искусства, а искусство, как известно, невероятно субъективно. Приятного прочтения.
Мультфильм начинается с красочного описания дома Кошки. Дом в данном случае символизирует блеск старой императорской России, хруст французской булки, положение дворян в этом государстве прошлого.
Но идиллию нарушают два котёнка: несмотря на то, что они относятся к тому же семейству, кошка не чувствует к ним сострадания. Котята символизируют обездоленный рабочий класс Российской Империи. Они хотят есть и просят удовлетворить их минимальные нужды. Но проблемы негров шерифа не волнуют дворянство остаётся безразличным к нуждам рабочих.
Кошка больше обеспокоена приёмом гостей, которые символизируют представителей других стран, с которыми у царской России ранее были хорошие отношения.
При этом представителей других стран заинтересовал возглас пролетариата о помощи, но дворянство реагирует однозначно: это не их забота.
Начинается приём. Иностранцы поражены богатствами дома и самым варварским путём начинают их эксплуатировать. При этом хозяйка дома только рада услужить представителям цивилизованных государств, несмотря на те разрушения, что они несут.
При этом, как и любой уважающий себя дворянин, Кошка не обременяет себя физическим трудом и гордится своей родословной.
В доме начинается праздник, все танцуют и веселятся, рабочий класс может лишь тайком наблюдать за прелестями жизни белого человека. Они предпринимают последнюю попытку добиться своего путём простых просьб — но безрезультатно. Элите нет дела до их проблем.
Так своим отказом Кошка разжигает пламя, которое символизирует пожар революции. В котором неизбежно сгорит старый дом.
Приём заканчивается, гости выражают невероятную благодарность, но начинается пожар. За пламенем все с интересом наблюдают, но никто из гостей не желает помочь. Вместо этого приезжают пожарные, задача которых — не допустить распространения пламени революции на весь мир. Конечно же, речь об интервенции и прочих мерах сдерживания революции западными странами.
Дворянству больше негде жить и оно отправляется в долгую эмиграцию в надежде на приют. Сначала Кошка отправляется в дом к петуху, который символизирует Западную Европу. Здесь Кошке не очень рады, ведь европейцы обеспокоены собственными конфликтами.
Тогда Кошка идёт в дом к Козлу. Дом Козла — это США. Козёл и Коза символизируют группы элит, которые играют в буржуазную демократию. Коза при этом, очевидно, доминирует, поскольку имеет реальную власть, пока Козёл верит в значимость игры.
Когда приходит Кошка, Коза перекладывает всю ответственность на Козла, хотя сама обладает всей полнотой власти. Разумеется, здесь тоже не рады русским дворянам.
В итоге, после всех отказов, Кошка приходит в дом, где и жили всё это время два котёнка-пролетария. Конечно же, речь о реэмиграции в СССР после Великой Отечественной войны. Напомним, что мультфильм был снят в 1958 году, когда поток реэмиграции всё ещё продолжался. Реэмиграция началась из-за разрешения правительства СССР вернуться на Родину всем тем, кто покинул её после революции.
Несмотря на всё зло, совершённое дворянством против простого народа, рабочие пускают Кошку и её помощника в дом.
Но путём примирения и неустанной работы бывшие дворяне и бывшие угнетённые смогли вместе построить новый дом, гораздо больше и лучше предыдущего. Речь о пике мощи Советского Союза в 60-80-е годы.
Именно так, за фасадом простой сказки о сопереживании и любви к ближнему, создатели спрятали историю России XX века. Так раскрывается ещё одно неоспоримое преимущество Советского искусства — глубина идеологических смыслов.
Автор - Александр Штефанов.