XX век можно по праву считать не только веком высоких технологий, но и эпохой сумасшедшего взлёта боевых искусств. Однако самое поразительное и самое лучшее, что только могло случиться с ними тогда – это изобретение айкидо.
Знаю, очень и очень многие посчитают это утверждение не просто спорным, а откровенной чушью. Здесь я постараюсь если не разубедить их, то обосновать моё право на эту точку зрения. А заодно и ответить на извечный волнующий всех вопрос: есть ли прок от айкидо в драке?.
Что есть боевое искусство (БИ)? Изначально это был один или несколько удачных приёмов или ухваток, дававших некоторое преимущество в фехтовании, бое на каменных топорах и т.п. Их подсматривали друг у друга, а позднее ходили за «мастером» пока не перенимали всё, что он умеет.
С развитием БИ появились школы, где уже не просто, как из мешка, доставали один приём за другим. Их выстраивали в более или менее удобную для обучения систему. Мастера подмечали в приемах что-то общее и делились с учениками уже этими «системными» знаниями, до которых те сами додумались бы далеко не сразу.
Например, можно долго заниматься джиу-джитсу и не осознавать его главный принцип – гибкость побеждает силу. Но зная его, те же техники можно осваивать более эффективно.
А что если есть некий супер-принцип, зная который ты сам сможешь создавать тысячи приёмов. Не вспоминать зазубренную на тренировках, а изобретать самую эффективную технику именно в тот момент, когда она нужна?
В общем случае, это невозможно. Ранние фильмы кунфу, где главный герой находит секретный свиток, после прочтения которого расправляется с врагами, это фантастика.
Самая интересная попытка такого «научного» подхода к БИ, предпринятая в Китае, этот багуа-чжан – Бокс восьми триграмм. Это тема для отдельной беседы, но если вкратце, предполагается, что восемь базовых техник, как восемь триграмм в даосской философии, это всё, чем нужно владеть мастеру БИ. Триграммы составляются парами в 64 гексаграммы, описывающие всё разнообразие окружающего мира. То есть, ответ на абсолютно любую атаку должна давать комбинация этих восьми приёмов. Ну да, в идеале должна. На деле же получается нагромождение приёмов, работающих эффективно только в преданиях прошлого.
В Японии, Морихей Уешиба ушел гораздо дальше по пути формализации боевых искусств. Система айкидо компактна и очень логична. В ней изучение приёмов это не цель, а средство. Средство овладения главным принципом айкидо. Уэстбрук и Ратти называют его "Динамической сферой", я же предпочитаю использовать более компактный термин – тэнкан (так называется первая техника, с которой ученик в айкидо начинает освоение базового принципа).
Формальные ката, существующие в некоторых школах айкидо, тренировки с мечом, коротким и длинным шестом. Это всего лишь методические приёмы, о которых можно благополучно забыть, когда поймёшь принцип. В механике этот принцип называется вращением вокруг свободной оси.
Что это значит? К примеру, коронные броски дзю-до осуществляются через опору – через плечо или через бедро. В айкидо опора отсутствует, противник вращается вокруг воображаемой оси, которая не связана с телом бросающего.
Таким образом, айкидо можно назвать первым и пока единственным представителем второго поколения боевых искусств – БИ 2.0. Системой защиты, полностью и логически непротиворечиво построенной от главного принципа – ab initio.
Однако, за близость к идеалу приходится чем-то платить. У гениального айкидо есть два критических ограничения и одно дополнительное. В отдельных школах их обходят, но их стили уже нельзя считать чистым айкидо.
Первое ограничение фундаментальное. Айкидо использует движение противника. То есть, айкидо это реактивная система. Если противник ничего не делает, то одно из двух: или вы ничего не делаете тоже или вы не айкидоист.
Второе ограничение условное. Айкидо работает только с движущимся центром масс противника. Что если центр масс неподвижен? Для очистки совести упомяну, что есть варианты (если тело рассматривать как несколько сегментов, каждый со своим центром масс), но в 99,99% если боксёр не «проваливается» при ударе, то айкидо вам не поможет.
И третье ограничение. Уешиба был гением, но у гениальности тоже есть границы. Применение принципа тэнкан сильно сужает ассортимент технических действий. Удары ногами, подсечки, техники на одной ноге или в прыжке, броски с падением на спину, борьба лёжа – каноническому айкидоисту недоступны. Даже болевые приёмы, как ни странно, это выход за пределы системы. Коичи Тохэй отчётливо разделял фиксирующие/ломающие болевые техники «гяку» и похожие на них, но служащие для перенаправления движения противника техники «джун».
Подведу итог.
Плюс.
Овладев принципом айкидо вы будете неплохо готовы (технически готовы, психологическая подготовка – отдельная тема) к отражению уличной агрессии. Даже если не фиксировать болевым, просто уронить не умеющего страховаться среднестатистического противника на жёсткую, неровную поверхность (а таких на улице большинство), это закончится для него плачевно.
Минус.
1. В драке чаще выигрывает тот, кто наносит удар первым. В айкидо (идеальном и каноническом, новоделы есть разные) это невозможно. Вы целиком полагаетесь на скорость вашей реакции.
2. Если вы вышли в Октагон или на ринг, или просто противник на улице маневрирует в умелой боксёрской стойке – отложите на потом гениальные принципы О'Сэнсея. Или бегите как можно быстрее и дальше.