Найти в Дзене
АВТОМОБИЛИ И ПУТЕШЕСТВИЯ

Тайна ущелья Адыр-Су на Северном Кавказе. Секретный подъемник для автомобилей

Чем выше горы — тем трехмернее и красивее мир. Чем меньше людей вокруг, тем меньше дистанция между миром и тобой, равно как между тобой и самим собой. Но как попасть в этот чудесный идеальный мир, где чистый воздух, где нет никого, где ты сам — просто мираж, а в то же время — невероятно цельный? Достаточно лишь билета на лестницу в небо. В прямом смысле слова.

 Заезжать в Кабардино-Балкарию на полном приводе имеет смысл через перевал Актопрак — так красивее.
Заезжать в Кабардино-Балкарию на полном приводе имеет смысл через перевал Актопрак — так красивее.

Ущелье Адыр-Су — далеко не самое популярное место среди туристов, приезжающих в Кабардино-Балкарию. Этому есть причины — "высокие горы и низкие “приоры“ Приэльбрусья сконцентрированы в основном там, где магическая отметка 5642 есть как на бутылках с пивом производства нальчикского пивзавода, так и в зоне видимости.

Странная штука эта жизнь, с ее осязаемыми величинами — достаточно сноуборда, бутылки пива в руках и двуглавой горы в пешей доступности, как начинаешь представлять себя как минимум ее трижды покорителем.

Но если хотите быть, а не казаться, вам нужен тот самый билет — на лестницу в небо, а точнее, на автомобильный подъемник в ущелье Адыр-Су, где горы чуть пониже, но вы к ним будете гораздо ближе. Там нет пивных ларьков и ресторанов, там вообще почти ничего нет, кроме крошечного альплагеря и десятка гор высотой до 4.5 км, взойти на которые вы сможете хотя бы наполовину без какой-либо особенной подготовки. Но не будем торопить события.

Начинающееся от селения Верхний Баксан, ущелье Адыр-Су — правое ответвление Баксанской долины. Но есть нюанс — от долины шумящей ледяными водами реки Баксан ущелье отделено двухсотметровой каменной ступенью.

Тот случай, когда лестница даже в одну ступень непреодолима без альпинистского снаряжения. Опустим вопрос, почему это место называется Докторским перевалом, ведь докторской в наше время даже колбасы не бывает. Главное тут в другом.

Подняться в ущелье Адыр-Су все-таки можно, причем на вашем автомобиле. Вот она, та самая лестница в небо! Еще в 1968 году тут был построен лифт-подъемник с грузовой платформой, обслуживающий военных и альплагеря "Джайлык" и "Уллу-Тау".

Полный размер
Полный размер

В наше время подъемник работает нерегулярно, иногда месяцами не пропускает туристов, поднимая только в особых случаях военные автомобили и грузы.

В ущелье расположены две погранзаставы — одна почти сразу после подъемника, и вторая — в конце ущелья, через 15 километров, перед выходом на ледник и альпинистские маршруты. Первую заставу можно пройти с российским паспортом, для второй понадобится заранее оформленный пропуск Погранслужбы ФСБ. За горами — Грузия.

В нашем случае добавило желания попасть в этот мир кафкианское преодоление. У нас были оплачены путевки в альплагерь, получены все пропуска, оговорен подъем двух автомобилей в конкретное время. Но когда мы приехали на место, там никого не оказалось. Телефоны не отвечали…Нас ждало восьмичасовое ожидание подъема, в попытках вызвонить нужного человека и добиться от него выполнения ранее обещанного подъема. Успели позавтракать, сходить наверх пешком, прогуляться до первой заставы. Как же там красиво!

Мысль о том, что мы сюда не попадем, поселилась в мозгу. Ощутили себя Землемерами…

Погуляв, вернулись вниз.

Приготовили на стоянке горячий обед из сублиматов, поспать, пополдничать… А потом свершилось. Раздался звонок. Поехали! Сначала подняли военный ГАЗ-66, а потом и наши машины.

Рядом с подъемником — лестница, но идти по ней когда платформа едет — не стоит, т.к. платформа ее частично накрывает. Билет на подъем стоил, кажется, полторы тысячи за автомобиль в одну сторону. Совсем немного, ведь он переносит вас в иной мир, тот самый, о котором вы могли только мечтать.

Подъемник едет кряхтя, поскрипывая, но тащит уверенно.

Для безопасности пассажиров все же лучше отправлять заранее по лестнице. 310 ступеней, в принципе, небольшая проблема для физически здорового человека. Но с непривычки даже в +15 поднимаешься наверх мокрый, как мышь.

Пройдя вскоре после подъема погранпост, и оформив все необходимые документы, мы наконец-то выдохнули. Вот мы здесь, в невероятной красоты ущелье, на заднем плане которого высится вершина Уллу-Тау ("Мать-гора"), входящая в Главный Кавказский хребет. 4207 метров.

На боковых “стенках” не менее замечательные заснеженные вершины — Чотчат (3780 м), Виатау (3820 м), Тютю-баши (4404), и, конечно же, великан Джайлык (4533 м). И главное, абсолютный минимум следов пребывания человека.

Тут никого нет. Тут не работает интернет. Тут нет сигнала сотовой сети. Тут только вы наедине с друзьями, семьей и самим собой. Тут горы, тут трехмерный, настоящий мир, созданный самой природой, а не людьми с их причудами, психологическими травмами, алчностью, ненавистью и заблуждениями.

Разве нужно что-то еще?

Снято на Olympus OM-D E-M1