18 апреля в России стартовали дни культурного наследия. Обычно это время для экскурсий открываются особняки, гиды приглашают на прогулки, лекции и перформансы. К сожалению, в этом году приобщиться к культурному наследию можно только виртуально. Дом культуры "Гайдаровец" вместе с проектом "ПроНаследие" подготовили для вас подборку традиций прошлого, которые живы сегодня благодаря увлекающимся и неравнодушным людям.
O R N A M E N T Ы Любы Тепцовой
Дизайнер Люба Тепцова из Санкт-Перебурга создает современную одежду с уникальными орнаментами. Орнамент в традиционных культурах всегда был понятным текстом, инструментом воздействия на окружающий мир. Одежду и быт неспроста украшали узорами.
ХХ век смешал все карты. Орнамент стал сугубо декоративным приемом. Люба разыскивает древние смыслы в русских вышивках, сказках, обрядовых песнях и заговорах, синтезирует новые на основе самых разных наук - от геометрии и физики до лингвистики. Задача художника - воссоздать народную одежду не с помощью копирования, а на концептуальном уровне.
Орнамент - язык универсальный и очень полезный для человека.
Любому языку, нужно, чтобы на нем говорили и чтобы его понимали. Этим и занимается Люба: сочиняет узоры, рассказывает о смыслах и образах. Это могут быть вполне конкретные даты и слова, а могут и более абстрактные знаки и ритмы, но суть остается неизменной - за каждым узором стоит информация.
Кружевной мир польской художницы NeSpoon
Художница NeSpoon год за годом путешествует по миру, оставляя на здания кружевные узоры. Ее миссия - «сплести мир». Она обогащает разнообразное уличное искусство собственным уникальным кружевным артом - от родной Польши до Индии и Новой Зеландии.
NeSpoon находит вдохновение в локальных текстильных традициях. Особенно важной для нее стала работа над фасадом Французского музея Изобразительного искусства и кружева в городе Алансон. Дизайн кружевной фрески основан на работе двух кружевных производителей - Брижитт Лефевр и Тереза Лемойна. В результате получилась фреска, которая не только органично дополняет архитектуру, но и выражает суть здания.
Звучание свистулек
Антропологи проекта "Pragmemа" анализирует и изучает традиции повседневности. В узком или лингвистическом смысле термин "прагмема" означает слово, в котором встроено отношение к предмету. Одна из частей проекта - изучение звуковой и музыкальной традиции. Например, собрали звучания игрушек-окарин (глиняных свистулек) из разных регионов России.
Свистульки изготовлялись повсеместно как народный инструмент. Основную массу изделий мастеров составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, У окарин часто встречается мундштукообразный выступ, завершающийся отверстием для вдувания воздуха. При игре на окарине поток воздуха направляют на относительно острый край отверстия, благодаря чему воздух начинает вибрировать и издаёт звук.
Современную окарину изобрёл итальянский мастер Джузеппе Донати. Его керамическая окарина с 10 отверстиями настраивалась под европейскую нотную шкалу. Инструмент Донати назвал «гусёнком» по сходству формы с гусиным клювом. Донати гастролировал по Италии с ансамблем из родного Будрио, игравшим на окаринах. Некоторые исполнители впоследствии вернулись в Будрио и заложили существующую и в XXI веке традицию изготовления там окарин.
Фисгармония - музыка сфер
Татьяна Колесова живет в городе Галич. Много лет она занимается поиском, восстановление и изучением забытых в России музыкальных инструментов - фисгармоний. Мечтает создать собственный класс и музей.
Звучащая фисгармония в современной России - большая редкость. Очень жаль, что сегодня практически полностью утрачены навыки реставрации, реконструкции, ремонта фисгармоний, и тем более утрачены традиции музицирования и участия в концертных программах этих старинных инструментов. Когда-то в России они были частью русской музыкальной культуры. Они были любимы и востребованы среди разных сословий и людей разного достатка, уровня образования. Они стояли в дворянских усадьбах и в классах консерватории, в купеческих домах и в церковно-приходских школах. Чудом сохранившиеся инструменты пережили первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, великую отечественную войну и перестройку. Память исчезает. Как будто и не было у нас таких инструментов. Кое-где стоят они в музеях немые, как предметы мебели.
Фисгармония - разновидность гармоники. Термин употребляется только в России. В Европе инструмент называют «гармониум». В Америке - язычковый орган (reed organ). Потому что звук с помощью воздушной струи, нагнетаемой мехами, извлекается из латунных язычков, лежащих в деревянных коробочках внутри инструмента. Чем больше язычков, тем богаче звук.
Принцип проскакивающего язычка был изобретён в России при дворе Елизаветы Петровны. Владимир Фёдорович Одоевский усовершенствовал механизм фисгармонии. Эти инструменты были у Петра Ильича Чайковского, Сергея Васильевича Рахманинова. Фисгармонии не только были популярны в небольших католических храмах но были любимы русской православной церкви. Не даром большинство из сохранившихся инструментов принадлежали семьям церковнослужителей.