Найти тему
Woman forever

Синдром отличницы

Начало истории тут

Предыдущий эпизод

- Нет, Анюта пока ещё не перешагнула черту в этом направлении. Мы с ней учимся относиться к жизни проще. Разрешить себе допускать ошибки – это правильно, и совершенно не смертельно. Аня очень требовательна к себе. И тут есть один огромный подводный камень, с которым сталкиваются очень многие отличницы – они всегда стараются всё делать правильно, не допуская в свои поступки жизни, эксперимента, спонтанности. Они искренне не понимают, что для кого-то общепринятое понятие правильности – не является абсолютно правильным. Что всё в жизни относительно.

- И что в этом плохого, если человек поступает правильно? – перефразировал свой вопрос Влад.

- Да потому, что не бывает правильно для всех. Что хорошо для одного – совершенно может не являться таковым для другого, - очень эмоционально ответила Елизавета Аркадьевна, немного повысив голос. – На работе зачастую эту категорию женщин заваливают работой сверх меры, и они, не справляясь с нагрузкой, винят в этом только себя, им в голову не придёт, что на них сели и едут. В итоге стресс и постоянное напряжение. Дома она тоже старается всё делать правильно, так как женщина должна. К вечеру усталость выше крыши, и муж, который уже успел отдохнуть и хочет интима, и искренне не понимает, почему у жены то голова болит, то жопа. А потом, она слышит со всех сторон – ты должна потерпеть – это супружеский долг, а то муж уйдёт. И женщина терпит, стиснув зубы, а этот самый муж, получив в постели всё то, что он хотел, но без отдачи, начинает обвинять жену во фригидности и начинать поиски темпераментной пассии, которая его приголубит, так как ему понравится.

Капитан Соболев сидел на стуле, вжав голову в плечи и чувствуя себя виноватым за всех мужиков, которые вот так поступают с женщинами. Он никогда не задумывался о том, что в семейных отношениях всё не так однозначно как это кажется на первый взгляд. И хотя сам был когда-то женат, но в своём разводе винил только то, что жена не смогла выдержать доли быть женой опера – которого и ночью могут выдернуть на работу и в запланированный ресторан, театр, кино зачастую не получается сходить. А ещё его бывшая жена была жутко ревнивая, и стоило ему задержаться на службе, а задерживался он довольно часто, и дома, неминуемо, ждал скандал, в придачу с вкусным ужином, который и есть, не хотелось, стоило только второй половине открыть рот.

Психолог увидела реакцию на свои слова, и взгляд её потеплел:

- Извините меня, Владислав Алексеевич, что я на вас всё это вывалила. У меня сегодня было три клиентки, и все как под копирку, вот с таким набором проблем. Вы пришли к окончанию моей работы, обычно я стараюсь в таком состоянии к мужчинам не приближаться, кроме своего мужа. Дома он меня обычно выслушает, успокоит и поддержит, после чего я приду в спокойное состояние. А сейчас накипело, хоть это и не профессионально. Но я не отличница, а живой человек, Ещё раз извините.

- Анна Тимошина тоже с такими же проблемами? – решил всё-таки вернуться к интересующей его теме капитан Соболев.

- Нет, у Анюты всё немного лучше. У неё есть хорошая подруга, которая привела Аню ко мне. И мы регулярно встречаемся. Я учу её любить себя, такой, какая она есть. Принимать свои ошибки, как неизбежность и необходимость именно для неё. Учу её давать отпор тем, кто садится на шею. Аня старается, что-то получается, что-то нет, но она последнее время стала принимать себя – и это большой прорыв. Синдром отличницы пробить очень сложно. Бороться с детскими страхами тяжелее всего. А все проблемы девочек именно из детства.

- А вы работаете только с женщинами? – Влад вдруг поймал себя на мысли, что психолог ни разу не упомянула мужчин-отличников. – Мужчины в данной категории не подвержены таким проблемам.

- Это моя специализация. Я по синдрому отличниц защищала кандидатскую диссертацию, а сейчас собираю материал на докторскую. У мужчин данной категории проблем меньше, и справляются они зачастую быстрее и самостоятельно. Психика женщины более ранима, и они по-другому воспринимают действительность и себя в ней.

- Вот вы говорите, что учите своих клиенток принимать себя, такими, какие они есть. А если женщина захочет убить?

Елизавета Аркадьевна устало усмехнулась:

- Молодой человек, я не учу женщин аморальным поступкам. А вот если с синдромом отличницы не работать, то можно получить и алкоголичку и наркоманку, а там уже и до летальных исходов не далеко. Поверьте мне, я не пустые слова говорю. При сборе материала для диссертации я работала в психиатрической больнице с женщинами этого типа. И с нервными срывами их не мало. Человеческая психика не способна выдержать то огромное давление, которое вещают на себя бывшие отличницы. Итог бывает крайне плачевным, я работаю с женщинами, которые этот рубеж ещё не перешагнули. Я помогаю им справиться, сбросить напряжение, груз, который они на себя взвалили. Позволить себе иногда жить и наслаждаться жизнью. А убивать и наслаждаться жизнью – вещи не совместимые – как мне кажется. Я вообще считаю, что здоровый человек на убийство способен только в целях самозащиты, если выбора нет. А всё остальное – это уже нездоровье.

- Какое состояние у Анны?

- Анечка стабильна. Сейчас мы учимся быть пофигистками.

- Кем? – Владу показалось, что он ослышался.

- Пофигистками, - повторила Елизавета Аркадьевна. – К некоторым вещам надо относиться проще. Если дома беспорядок, то не обязательно сразу хвататься за уборку. У Ани двое детей, и если всё время наводить порядок - с ума можно сойти. Иногда можно и подзабить на это дело. И убираться раз в три дня – например. Ведь там где есть маленький ребёнок – беспорядок это неизбежно. Так зачем его сразу ликвидировать, если его тут же будут планомерно возвращать на место.

- Ну, в беспорядке жить – это тоже как-то не очень, - Владислав исподлобья глянул на психолога, он уже начал сомневаться в её компетенции, сделает их хорошей хозяйки неряху, что в этом хорошего.

- Вы видели Анин беспорядок? – спросила Елизавета Аркадьевна. – Это три игрушки в гостиной и одна на кухне. Я ей посоветовала начинать прибираться, только если у неё будет больше десяти предметов под ногами валяться, а то, что сейчас на полу находится пнуть в угол. И вы знаете какой эффект получился?

Владислав не знал, поэтому вопросительно посмотрел на собеседницу.

- Старший сын стал привлекать младшего к наведению порядка. И маму в итоге естественным образом разгрузили, и дети проявили самостоятельность. Здоровый пофигизм ещё никому не вредил. Аня на работе стала обедать весь час, который ей положен по распорядку дня. А раньше она быстренько впихивала в себя еду и бежала делать работу. И уходить она стала в положенное время, а не стараться переделать всё сегодня. Исключение, если начальство просит поработать сверхурочно, обещая за это дополнительный выходной.

- На моей работе обедать получается не всегда, - заметил Влад. – Тут не забалуешь, и пофигизм свой не покажешь.

- Ну, это уж кто на что нанимался, - развела руками Елизавета Аркадьевна. – У вас изначально ненормированный график. Но и вы не побежите в свою контору писать отчёт после ночного выезда, а спокойно и на свежую голову, напишите его с утра.

Владислав хохотнул:

- Я с отчётами тяну вообще до последнего, а потом сажусь и пишу их все в один день, когда сдать надо. Мне бы наоборот немного от синдрома отличника не помешало бы.

- Вы нормальный человек, у вас всё в порядке с распределением собственных сил. У обычного человека на переработку нормальная реакция, он начинает бунтовать и отказывается делать – это защитная реакция психики, которая не хочет перегруза своему носителю. А уж кто как выворачивается, чтобы в итоге сделать работу – тут у всех подходы свои, индивидуальные. И только те, у кого синдром отличника будут сидеть, делать, и страдать, игнорируя внутренние бунты и не замечая перегрузки организма.

Продолжение... (откроется в 18.00)