Найти тему
Истории напрокат

Зулейхе не дают открыть глаза

Очередным тестом на тупость удивительным образом стал сериал по телеканалу "Россия 1" под названием "Зулейха открывает глаза". Высокие баллы в тесте в очередной раз упоротые сталинисты и поехавшие либералы. Конечно, в этом конфликте, подменяющем настоящую социально-политическую повестку на борьбу симулякров, не правы обе стороны. Вывсёврети и кровавыйупырь достойны друг друга.

"Коммунисты России" хотят запретить сериал. С другой стороны Варламов выдаёт нечто сакраментальное: "Сам я роман не читал и сериал не смотрел, но теперь не могу их вам не посоветовать". Чем это отличается от противоположного известного высказывания про "Доктора Живаго"? А ничем.

Я, в отличие от Варламова и всей честной компании заклятых друзей, книгу Гузели Яхиной читал и все вышедшие пять серий телефильма посмотрел. И что имею сказать по этому поводу. И в романе, и в сериале эпоха как раз-таки рассматривается более верно, с диалектической точки зрения. Сталинское время было сочетанием невероятного и беспримерного энтузиазма и эмансипации и столь же невероятной брутальности в возвращении тотального порядка и заковывании людей обратно в сброшенные оковы. И всё это и Яхина, и создатели сериала сумели показать. Не без перегибов, естественно.

-2

Ведь вначале и книги, и сериала Зулейха Валиева - забитое семьёй существо. Все её мысли не возвышаются над уровнем  быта; муж бьёт и насилует; настоящий упырь для неё не кровавый Сталин, а свекровь, которую она так и зовёт Упырихой. 

Казалось бы она просто попадает из одного рабства в другое. Да только, как бы ужасно это не звучало, арест и ссылка становятся для неё освобождением. Освобождением от узкого горизонта мысли, тирании семьи (даже с призраком Упырихи она будет бороться), немого рабского положения. Она и первые слова за фильм сказала только во время ареста, а в Сибири, став охотницей, отрекается от традиционной жизни женщины в патриархальном обществе.

-3

Эти идеи в духе русской литературы о воскрешении через каторгу. Повторял же Солженицын слова Толстого о его желании попасть в тюрьму. Про Раскольникова и говорить нечего. Социальный морализм дополнен в духе "Истории строительства Беломоро-Балтийского канала" - высокопоставленный чекист Кузнец не случайно говорит, что ссыльные в тайге прям коммунизм построили. Художник занялся росписью дома культуры, повар стряпает для простых работяг, селекционер выводит морозоустойчивую пшеницу, медик вылечивается от безумия в экстремальных условиях. И Игнатов в этом смысле близок к природным героям Платонова.

Кстати, Гузели Яхиной выразил солидарность Захар Прилепин, выступивший против травли писательницы и участников создания сериала. В этом году должна выйти его "Обитель". Тоже про лагерь, тоже на "России 1" и тоже в восьми сериях.