Марлен Дитрих - актриса, «зафотографированная до смерти», как она сама о себе говорила.
Дитрих отлично знала достоинства и недостатки своего лица, и всегда подчеркивала, что ее образ у зрителей был в большей степени создан усилиями фотографов и операторов, работавших в Голливуде на фабрике грез.
Говоря о себе и других актрисах Голливуда, Марлен отмечала, что все они, включая и ее саму, были красивыми женщинами. Но исключительными и выдающимися их делали мастера экрана и пресса.
Человеком, который много работал с лицом актрисы, знал его до мельчайших деталей, был режиссер Джозеф фон Штернберг, который по сути открыл Дитрих для кино, сняв ее в своем легендарном фильме "Голубой ангел".
- "Голубой ангел" снят по мотивам романа Генриха Манна "Учитель Гнус" в 1930 году. Драматический сюжет фильма можно уложить в несколько фраз. Педантичный учитель средней школы в маленьком немецком городке однажды узнает, что его ученики в свободное от учёбы время посещают ночной портовый кабачок «Голубой ангел», где выступает певица Лола-Лола (Марлен Дитрих). На уроках ученики активно обсуждают увиденное в кабачке и не хотят слушать учителя. Тогда последний сам идет в «Голубой ангел» с целью положить конец этим, по его мнению неприличным разговорам, проникшим в школу. Однако учитель сам был очарован выступлением Лолы-Лолы.
Наблюдая как работает Штернберг вместе с операторами и во время фотосъемок, Марлен заметила, что правильный свет является важнейшим залогом успеха, он может либо вознести актера, либо уничтожить его.
Именно благодаря особым образом выстроенному свету у актрисы в кадре и на фото впалые щеки. Легенда о том, что она вырвала себе коренные зубы, чтобы достичь такого результата и изменить овал лица, всего лишь выдумка.
Фон Штернберг лепил из Марлен голливудскую диву, как создавал Пигмалион свою Галатею. Он придумал ей высокие брови, которые от природы никогда так высоко не вздымались. Знаменитая белая полоска на переносице, чтобы явить миру выпрямленный классический утиный носик - также его изобретение.
Марлен часами выстаивала под софитами, пока над ее лицом колдовали, направляю свет на ту или иную часть ее лица. Это требовало огромной выносливости. Актриса вспоминала, что к одиннадцати часам вечера (съемки начинались в районе полудня) она чувствовала себя очень уставшей, а мужчины были словно выжатые лимоны.
Фон Штернберг часто говорил Марлен, что в ней нет от природы ничего сексуального, и актриса с этим соглашалась, приписывая свой успех у публики в качестве "секс-бомбы" абсолютной случайности.
Снявшись за свою потрясающую карьеру во множестве фильмов, Марлен Дитрих считала, что лучшей ее ролью, лучшим образом воплощенным ею на экране была роль певицы Лолы-Лолы в "Голубом ангеле".