Часто бывает так, что необходимо изготовить партию изделий сложной формы, например, каких-нибудь статуэток. Причём не абы как, а с высокой точностью. Ручная лепка не подходит, ведь все изделия будут чем-то, но отличаться, а гончарный круг для этих целей просто не применим. Вот тут помогает такой метод, как шликерное литьё в гипсовые формы.
Суть метода в том, что глина консистенции сметаны или густых сливок заливается в гипсовую форму, гипс отбирает в себя излишки воды из глины, на стенках формы образуется черепок будущего изделия. Метод применяется для тиражирования керамики из майолики, фаянса и фарфора, в том числе авторских.
Любая работа начинается с эскиза на бумаге или сразу в глине или пластилине, если ваши навыки вам это позволяют. Свою работу я начинал с рисунка, после чего переходил к модели из пластилина.
Вылепленная из пластилина модель медитирующего кабанчика переведена в гипс и доработана. Это необходимо из-за того, что пластилин слишком легко мнётся, особенно если размягчён теплом рук. Следующим этапом, с уже доработанной модели снята гипсовая кусковая форма. Когда она почищена и высушена можно приступать к клонированию.
Шликер, по необходимости, доливают. Когда нужная толщина стенок набрана, лишний шликер сливают. Гипс при этом продолжает отбирать воду у глины, постепенно она даёт усадку и заготовка сама отделяется от стенок формы.
На это может потребоваться 15-20 минут или больше. Всё зависит от состава и влажности шликера, формы и её размеров.
Открывая форму нужно быть очень аккуратным и внимательным с заготовкой, она всё ещё очень влажная и податливая, легко может смяться или повредиться.
Когда заготовка приобретёт кожетвёрдое состояние её уже можно слегка обработать. Без фанатизма, а то можно повредить! Сделать глазки, оформить копыта, срезать литник, замазать, если есть трещины и заусенцы.
После оправки изделие отправляется на окончательное досушивание. Перед постановкой в обжиговую печь все изделия ещё раз осматриваются, если требуется, замываются губкой и подвергают обжигу.
Обожженные кабанчики приобрели аппетитный румяно-поджаристый цвет. В зависимости от окончательного метода декорирования (расписывание акриловыми красками, глазурование) может потребоваться ещё один обжиг.