Найти тему

Невероятные итальянцы: это когда они отдают долг и еще помогают снять одну из лучших советских комедий

Фильм "Невероятные приключения итальянцев в России" вышел в советский прокат в 1973 году. Но заявку на него режиссёр Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский подавали гораздо раньше. Свою работу они назвали "Спагетти по-русски" и очень надеялись снять картину совместно с итальянцами.

При том, что сценарий очень понравился на Мосфильме, в Госкино отнеслись к нему с прохладцей и даже предложили переписать заявку. Главная претензия к авторской версии звучала нелепо или почти глупо: итальянцы показаны нехорошо, в их характерах много отрицательных черт.

Ладно бы речь шла о советской производственной драме, где все должны быть белые и пушистые. Но тут ведь комедия, почти буффонада. К тому же сам Эльдар Рязанов считал своих персонажей вполне милыми прохиндеями. В любом случае, такое крючкотворство не на шутку разозлило режиссёра и он отказался дорабатывать сценарий. Идею похоронили и о сотрудничестве с итальянцами можно было забыть.

-2

Правда, в советском кино случались чудеса не только на съёмочной площадке, в результате чего рождались шедевры мирового уровня, но и в чиновничьих кабинетах. Дело в том, что после постановки Сергеем Бондарчуком фильма "Ватерлоо" итальянский партнер проекта фирма "Дино де Лаурентис" осталась должна "Мосфильму" приличную сумму. Речь шла о миллионах инвалютных рублей. Хозяева фирмы не торопились с возвратом долга, а потом и вовсе заявили, что банк уже закрыл счет для "Ватерлоо".

Дино де Лайрентис - спаситель "Итальянцев в России..."
Дино де Лайрентис - спаситель "Итальянцев в России..."

Чтобы рассчитаться с советской стороной, они предлагали организовать съёмки новой совместной картины. Высказали даже пожелание насчет того, какой она должна быть: комедия , несложная в постановочном плане. Кинокомитету ничего не осталась, как принять предложение - надо же выручать деньги.

-4

Тогда-то на свет божий и извлекли заявку на фильм "Спагетти по-русски". Впрочем, до момента её реализации было еще далеко. Предстояло шлифовать сценарий, согласовывать с итальянской стороной персонажей... Но главное, чего были лишены все эти кинохлопоты, можно было не опасаться, что кто-то потребует сделать героев более "кашерными". К тому времени в кресло главы кинокомитета сел Ермаш, а новая метла, как известно, всегда метет по-новому.

Такие вот итальянцы и такие кинонюансы.