Найти тему
Яна Фомина

Осторожно! Злые дети

Оглавление


Буллинг - одно из самых актуальных общественных явлений. С этой проблемой сталкивается огромное количество людей в самых разных коллективах. В этой статье я хотела бы поговорить о том, что же такое буллинг, чем он опасен и как с ним бороться?

Говорить о том, что буллинг, или же простым языком травля, - это плохо, что так нельзя поступать довольно банально и очевидно. Казалось бы, каждый человек должен понимать, что травить кого-то по какой-либо причине это самая настоящая дикость. С каждым годом общество должно становиться цивилизованней и более толерантным. Однако, как можно заметить, гладя на статистику, в последнее время отмечена тенденция к росту распространения случаев буллинга. Если в 2017 году с буллингом сталкивалось 42% школьников, то на конец 2019 года, согласно статистике сайта the-village.ru, это число увеличилось на 10%. Довольно страшная статистика. Только задумайтесь, больше половины детей хоть раз, но встречался с травлей. Буллинг - это та проблема, которую важно и нужно обсуждать. Это та проблема, молчать о которой нельзя.

Что же представляет собой это социальное явление?

В современном обществе на смену привычного многим слова травля пришло англоязычное буллинг. Буллинг - акт насилия, агрессивного выпада в виде оскорбления, унижения, нанесения телесного вреда одному или нескольким людям с целью подчинения. И если ребенок становится объектом психологического или физического насилия, это может привести к серьезным последствиям. Жертвы агрессии всегда испытывают сильный стресс, это может отразиться на их здоровье.

В последнее время к обычному буллингу добавилась травля в интернете, иными словами "кибербуллинг". Если раньше жертва могла хоть как-то ощущать себя в безопасности дома, то теперь даже там нет возможности расслабиться на 100%. Террор профилей в соц.сетях в любое время суток, распространение какой-либо информации - всё это стало доступно "благодаря" интернету. Очень часто жертвы не могут получить помощь от родителей или педагогов, так как те не всегда в полной мере владеют опытом борьбы с данным явлением.

Недавнее исследование «Лаборатории Касперского» показало, что с кибербуллингом сталкивается каждый третий ребенок в России. За 2019 год в России эти случаи увеличились в три раза.

Мониторинговый центр „Безопасность 2.0“ зафиксировал рост эпизодов кибербуллинга, конечной целью которых является реальное избиение слабого сверстника, фиксация этого действия на видео и публикация в открытом доступе.

Моя life story

Сейчас мне 22 года. Я заканчиваю университет. У меня есть люди, которые ценят и любят меня. Я уверенный в себе человек, который может за себя постоять и может дать отпор любому. Однако, это не всегда было так.

Тема школьной травли знакома мне не понаслышке. Когда мне было 13 лет, то в школе я столкнулась с буллингом. Я ездила в лагерь на зимние каникулы со своими одноклассницами. Спустя какое-то время я немного поссорилась с ними. Мы почти что перестали общаться. Тогда я ни о чем не переживала и думала, что конфликт завершится сам собой. В середине смены мне пришлось уехать домой. Одной из девочек это не понравилось. Она начала давить на меня, чтобы я осталась в лагере, но у меня не было желания делать это. Опущу некоторые малозначительные подробности из истории и перейду к самому главному.

По возвращению в школу меня ожидал крайне неприятный сюрприз: мои одноклассники резко перестали со мной общаться. Девочки распустили слух, что я не совсем нормальная. Спустя некоторое время самая главная из них стала использовать какие-то угрозы из-за которых я иногда делала то, что она просила и что, по итогу, развлекало остальных одноклассников. Некоторые моменты снимались на камеру и выкладывались в интернет. На протяжении нескольких месяцев я стала местным шутом в классе. Мне не хватало сил дать отпор. Всем своим маленьким детским сердечком я ненавидела школу и все, что с ней связано. Я имитировала болезнь, чтобы не ходить на учебу и не видеть тех уродов, что там учатся. Помню как со слезами на глазах просила родителей перевести меня в другую школу. Но я никогда не объясняла причин всех своих истерик. В школе я никогда не показывала эмоций, но приходя домой я плакала и думала о самом худшем. Это страшно, но уже в 13 лет я впервые задумалась о суициде. Ребенок должен думать о чем-то светлом, а не о том, как свести счеты с жизнью.

Очень неприятно и обидно всё это вспоминать. Обидно даже не за то, что со мной так поступали, а за то, что я позволила всё это. Сейчас я понимаю, что я могла дать тогда отпор. Вряд ли бы угрозы перешли к каким-то действиям, а если и перешли бы, то это закончилось бы хуже для этих людей.

Самое странное и забавное, что в этой ситуации я даже нашла для себя один огромный плюс. Пережив все это, я закалила свой характер. Я стала сильнее. Теперь меня просто так не сломать.

История буллинга

Ошибочно полагать, что буллинг появился лишь в последние годы. Впервые об этой проблеме начали писать в начале 20-ого века за рубежом. В 1905 году французским ученым К. Дьюксом была написана статья, посвященная теме буллинга. Первые исследования, связанные с этой темой, принадлежат скандинавским ученым.

-2

Однако буллинг появился значительно раньше, чем о нем стали глобально говорить. Например в Японии еще в 19 веке было хорошо известно это явление. "Идзимэ", если переводить дословно - издевательство, считалось естественным процессом, который должен пройти каждый школьник, чтобы закалить свой характер. "Идзимэ" представляет собой ситуацию, когда внезапно все одноклассники ополчаются против одного в целях «помочь» ему, «сделать таким же, как и все». Этой традиции подвергаются те, кто хоть как-то не соответствует стандартам общества.

Эта «помощь» со стороны тех, с кем ты только вчера дружил и хорошо общался, оборачивается серьезной трагедией.Очень часто дети не выдерживают давления со стороны сверстников, отказываются посещать школу совсем или заканчивают жизнь самоубийством.

Структура буллинга.

В буллинге обычно есть три социальные роли: жертва, агрессор и наблюдатель. Но иногда появляется и четвертый участник этого социального конфликта – защитник, который помогает жертве справиться с происходящим.

Чаще всего жертв буллинга объединяет то, что они чувствительные, тихие и слабые. Они бояться дать отпор.

Портрет типичного школьного хулигана в последние годы меняется. Если раньше это был грубый и открытый обидчик, то сейчас появился новый тип агрессора. Дети, попадающие в эту категорию, как правило, отличаются лучшими социальными навыками, они часто харизматичны и нравятся учителям, они совсем не похожи на стереотипных недалеких хулиганов. Такие дети могут «включать» и «выключать» свою способность издеваться в соответствии со своими потребностями.

-3

К сожалению, во многих учебных учреждениях взрослые знают о травле, но ничего с этим не делают и не хотят делать. Нередко, чтобы не разводить лишней шумихи учителя замалчивают эту проблему.

Полине 21 год. Это веселая, интересная личность. Замечательный человек, который может дать множество хороших советов. В школьном возрасте девушка, как и я, столкнулась с буллингом. История девушки в очередной раз лишь подтверждает бездействие тех людей, которые в силу своих полномочий, могли помочь.

"В школе травили вплоть до избиений. В начальной школе было относительно безобидно еще, самая жесть началась в средней школе. В младших классах меня доводили до слёз, оскорбляли. Я и с родителями этих уродов говорила, и со своей мамой приходила. Родители ничего слушать не хотели, говорили, что я на их дитачек просто наговариваю. Учителя не хотят шума, им тоже проще всё замять и сделать вид, что ничего не было.

Когда я перешла в среднюю школу, мы как раз переезжали, перевелась в новую школу. Я была новенькая и меня решили закинуть в новый только что образованный класс "г" - куда попали неуспевающие, двоечники, второгодники и те, кто не ужился в других классах. А я отличница-олимпиадница, везде первая, учёба на первом месте. Ну и естественно, в этой клоаке меня не приняли. Просилась в другие классы - "ну там же сформированный коллектив, ты попробуй подружиться с этими ребятами, вдруг всё получится".

В средней школе меня стали бить, опять же поливать грязью и запугивать. Причины придумывали абсолютно разные: сильно умничаю, хотя я просто отвечала на уроках; оскорбляю их (ответила на оскорбительные комменты под моими фотками что-то вроде "не нравятся - не смотри"); ну, и самое банальное - просто не нравлюсь кому-то.

Мальчики били, таскали за волосы. Из-за этого мне пришлось коротко подстричься, чтобы хотя бы это закончилось. Девочки загоняли в угол и тоже били.

После 9 класса я просто ушла в лицей и там уже было всё отлично.

У детей нет сострадания от природы, родители им его тоже не привили. Злобные зверята, которые отрываются на тех, кто ответить не может.

Как отразилось на мне вся эта ситуация? Я до сих пор убеждена, что большая часть детей жестокие суки, а большая часть взрослых скрывает, что они жестокие суки. Я никому не мстила, да и смысла не вижу - они же всё равно не изменятся. После школы я этих людей не видела и вряд ли уже увижу. Может быть они так же ведут себя как злые собаки, а может быть у некоторых мозги появились. В любом случае, всё закончилось и я этому рада

Я тогда ненавидела и себя, и окружающих. Детей до сих пор не люблю. Стараюсь избегать их."

В СССР ситуация с помощью со стороны учителей обстояла намного хуже, чем сейчас. Учителя мало чем могли помочь ученику в такой ситуации. Вообще, в те годы данной проблеме почти не уделялось внимания. Огромный ажиотаж вызвал фильм «Чучело», снятый в 1983 году. Многие почему-то даже не подозревали о такой проблеме, как травля.

Последствия буллинга

Самое грустное то, что последствия от буллинга не проходят бесследно и всегда носят очень печальный характер. Травля, происходившая в детском возрасте, нередко приносит человеку в жизнь кучу комплексов, избавиться от которых возможно только при усердной работе с психологом, и то не всегда.

Некоторые дети имеют слабую психику и для них всё кончается намного печальнее, чем приобретение комплексов. Они замыкаются в себе, боятся кому-то рассказать о случившемся и переживают все крайне остро. В итоге, эти дети не могут справиться с травлей, которой они подвержены, и заканчивают жизнь самоубийством.

Я побеседовала с девушкой по имени Арина. Она рассказала про двух своих подруг и своего знакомого. История про этого парня меня очень зацепила.

" Про себя мне рассказать нечего, а вот про знакомого могу рассказать. Можно я не буду называть его имя?

Он недостаточно хорошо учился в школе, чем вызывал шквал негатива со стороны учителей и одноклассников. Вместо того, чтобы как-то помочь ему, его начали травить. Его постоянно оскорбляли, его мысли никто не хотел слушать, друзей у него не было.

На самом деле парень неплохой был. Многим интересовался, мозговитым был, мечтал стать или физиком, или фотографом. Но вот школьная программа была для него настолько ненавистна, он ничего не делал и не хотел делать. Травля и оскорбления со стороны тоже повлияли на это.

Закончилось все это крайне печально. Пришли результаты ЕГЭ, правда, только за первый экзамен. Он сдал его плохо, на 74 балла, хотя этот результат выше среднего даже. Не дождавшись остальных результатов он покончил с собой, выбросившись из окна. В его записке было сказано, что он глупый и ему стыдно, что он не оправдал ожиданий родителей.

Стобалльник по трем предметам из четырех, жаль, что он об этом никогда не узнает."

Как родителям заметить буллинг?

Я, как человек, который столкнулся с этим явлением хочу предоставить родителям список признаков ребенка, ставшего жертвой школьной травли.

Первое - ребенок не хочет ходить в школу.

Если вы заметили, что ваш ребенок, который до этого без какого-либо недовольства посещал учебное заведение, вдруг отказывается идти в школу, то это серьезный повод задуматься. Тем более, если это длится на протяжении нескольких дней/недель. В первую очередь нужно аккуратно выяснить в чем причина нежелания посещать школу.

Второе - ребенок стал приходить из школы в подавленном настроении.

Ваш ребенок на протяжении нескольких дней приходит из школы в плохом настроении? Вы должны четко понимать, что это не просто так. У него что-то произошло и вы обязательно должны ему помочь. Обязательно поинтересуйтесь в чем причина его плохого настроения. Детям необходимо чувствовать интерес родителей к себе.


Третье - ребенок резко стал замкнутым и неразговорчивым.

Семья - самые близкие люди для любого человека. Со своими родными дети всегда открыты и разговорчивы. Если же вдруг в какой-то момент ребенок резко стал скрытным, резко замкнулся в себе, то необходимо как можно скорее узнать, что случилось. Дети становятся малообщительными в том случае, если хотят скрыть свои проблемы. Именно такой логики я и следовала, когда замкнулась даже от самых близких людей.

Четвертое - ребенок не хочет говорить о школе и обо всем, что с ней связано.

Ваш ребенок резко перестал говорить о школьных делах, о своих одноклассниках и друзьях, но до этого от него можно было услышать различные истории? У него сто процентов что-то случилось. Детям свойственно рассказывать о каких-то событиях, пускай и не самых важных, своим близким. Если ребенок ничего не хочет ни говорить, ни слышать о школе - эта тема для него является больной.

Самый главный совет родителям: будьте наблюдательны и старайтесь выяснять сразу же причины изменений в поведении вашего ребенка.

Как бороться с этим явлением? Мнение психолога.

Для детей, которые страдают от буллинга, важна поддержка взрослых, а особенно родителей. На месте взрослого поколения нужно быть максимально внимательным к проблемам ребенка, нельзя оставаться безучастным. Ведь именно поддержка родителей поможет ребенку пережить буллинг. Нужно всегда находиться в контакте со своим ребенком.

Скуртул Александр Игоревич, психолог, высказал свое мнение по поводу буллинга: "Для грамотного решения травли нужно собирать родительскую группу и привлекать администрацию школы. Ставить всех в известность, манифестировать проблему, совместно обсуждать вопрос, чтобы он стал действительно проблемой в глазах всех, а не данностью.

Проблема буллинга в том, что, развиваясь постепенно, по законам групповой динамики, травля становится как бы нормой. Большая масса людей становятся молчаливыми наблюдателями, в то время как буллеры, чутко пододвигая границы жертвы, позволяют себе все больше. Травимые не чувствуют защиты от окружающих и дома, чаще всего, сказать либо не могут, либо не хотят (дисфункциональная семья, в общем-то, и делает их самыми слабыми в классе)."

небольшая памятка для детей
небольшая памятка для детей

Какие меры приняты?

США первые начали глобальную борьбу с буллингом. В Штатах с этим социальным явлением работают на законодательном уровне. Первый закон приняла Джорджия в 1999 году, вслед за ней это сделали и другие штаты — у каждого свои правила работы с буллингом.

Вернемся к Японии. Как уже было сказано выше, Идзимэ – это серьезная проблема в Японских школах. Многие дети не выдерживают этого и заканчивают жизнь самоубийством. Несмотря на то, что общее число самоубийств в Японии снизилось до 20 тысяч человек, самоубийства среди школьников и подростков продолжает расти. Правительство Японии объявило о планах сократить уровень самоубийств в стране на 30 процентов к 2026 году, а особенно — среди молодежи, сообщает Japan Times. Проект, в частности, включает наем психологов-консультантов для каждой начальной и средней школы в стране и запуск круглосуточной телефонной линии. Еще одним из методов борьбы с суицидом стало принятие в 2013 году Закона о развитии мер предотвращения издевательств. Он был разработан и принят на фоне ряда инцидентов, связанных с буллингом.

В Великобритании долгое время в отношении школьного буллинга использовались лишь профилактические программы, в частности программа Делвина Тейтума. Однако в 2016 г. в Великобритании был издан первый Закон о борьбе с буллингом в школах.

В Украине в 2019 году был принят Закон о противодействии буллингу и уже есть первые прецеденты привлечения к ответственности за такие действия.

К сожалению, в России пока нет никаких законов, которые наказывали бы за буллинг и кибербулинг. Однако в Госдуме поддержали идею введения уголовной ответственности за буллинг в Сети. Возможно, что совсем в скором времени травля в соц.сетях будет серьезно наказываться.

Российским школьникам помогают бороться с травлей несколько антибуллинговых проектов: «Травли.net», «Вместе против травли», «Будь смелым».

Существует социальная инициатива CN(Cartoon Network - один из ведущих анимационных детских телеканалов) - «Месяц антибуллинга». Эта инициатива направлена на привлечение внимания общества к проблеме буллинга.

Для детей в эфире телеканала шел анимационный ролик с участием героев мультфильмов Cartoon Network, которые призывали не стесняться и не бояться своих особенностей, ценить свои отличия от других, ведь они формируют индивидуальность человека. Для родителей же совместно с экспертами программы «Травли NET» была разработана инструкция «Что такое буллинг и что делать, если ваш ребенок с ним столкнулся».

Важно понимать, что травля – это очень серьезная проблема. Нельзя воспринимать агрессию по отношению к кому-либо, как что-то абсолютно нормальное и естественное. Бездействие в этой ситуации может привести к крайне печальному исходу. С травлей нужно бороться!