Слово "Кулич" происходит от слова "Колача"
Разберём этимологию этого слова :
В Древней Руси солнце называлось "Коло" или "Кола", "Ча" - это дитя.
Интересно, что традиция угощать куличом в праздник Пасхи имеет как христианское, так и языческое происхождение.
Еще в Древней Руси богослужение заканчивалось всеобщим угощением хлебом и вином, которые были освещены во время проведения службы. Эта традиция стала обычаем освящения даров во время причастия, а также ввела обычай пасхальной трапезы, в которой главное место занимал кулич.
Традиция выпекания специального хлеба в Древней Руси была символом прихода весны и грядущих посевных работ.
Хлеб выпекали из кислого дрожжевого теста.
Его приносили в жертву земле, которая должна была стать плодородной и могла дать богатый урожай.
А также его приносили в жертву языческим богам, моля о хорошей погоде.
Выходит, что кулич издревле считался обрядовым хлебом, символизирующим плодородие.
А христианская и языческая культуры сплелись, объединив свои традиции и обычаи.
У русских народов известно два названия этого хлеба - это "кулич" и "пасха".
Название "Кулич" было распространено среди городских жителей, а для крестьян хлеб носил название "Паска" или "Пасха".
Этот пирог имел разную форму, к примеру, в Вологодской области Кулич выпекали в виде раскрытого пирога, но высоким, украшенным белой глазурью, с изображением креста.
Важным обычаем для каждой хозяйки являлось вымешивание теста и выпекание кулича, именно от этого обряда зависела судьба всей семьи.
Существовало поверье, что если кулич получился высоким, пышным и красивым, то впереди плодородный год, хорошие события и здравие всей семьи. А если кулич расплылся по печи и корка растеклась, то жди несчастий, болезни и смерти кого-то из родных.
На кулич возлагали очень много надежд,
его отождествляли с плодородием, здоровьем и благополучием.
В каждой семье кулич занимал самое видно и важное место, как и яйца.
Их хозяин дома делил на количество членов семьи и раздавал каждому.
Также принято раздавать эти пасхальные дары добрым людям, чтобы поделиться с ними его чудодейственной силой.
Верхняя часть кулича наделялась особой силой, поэтому ее старались сохранить.
Обычно хозяйки пекли несколько куличей.
Один из куличей пекли, чтобы отнести в церковь, другой - для посевных обрядов, ну а третий - для семейного стола.
Хранили кулич до дня посева, прикрыв салфеткой.
В день пасева отрезали несколько кусков от кулича и клали в семена, для хорошего всхода. Верхушку съедал хозяин, что тоже, по поверию, служило увеличению урожая.
Остатки кулича никогда не выбрасывали, их использовали во время гаданий.
К примеру, если не удавалось размножать лошадей, оставшиеся кусочки кулича заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшнях, в качестве символа плодородия.
По истечении шести недель, ткань разворачивали и смотрели какого цвета появились черви. По преданию, рожденный жеребенок будет такого же цвета.
Вот такие традиции и обряды существовали издревле на Руси!