Выдающиеся музыканты
Несколько лет назад мне несказанно повезло: довелось встретиться с Владимиром Спиваковым – всемирно известным музыкантом, художественным руководителем и главным дирижером Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», Президентом Московского международного Дома музыки.
Владимир Теодорович зарезервировал для меня всего 15 минут, но наша беседа, видимо, захватила его и длилась более часа.
Знаменитый маэстро говорил о музыке и личности, о композиторах и эпохах, об исполнительском языке и языке человеческого общения.
Здесь вы можете прочесть слегка отредактированную расшифровку беседы.
Свои вопросы и реплики я, разумеется, оставляю при себе.
Человек и музыка
Если смотреть на музыку с философской точки зрения, то можно вспомнить, что когда-то Белинский писал о целях и задачах искусства. По-моему, сохранился только черновик этой работы. Белинский писал, что искусство, и музыка в частности, отображает истину во всей ее полноте. Мне кажется, это замечание справедливо, ведь в жизни человека бывают необъяснимые словами соприкосновения с действительностью. Может быть, на уровне интуиции, может быть, на уровне подсознания, но они есть. Музыка как раз из этой сферы – сферы внутренних движений человеческого чувства, человеческих эмоций.
Музыку ни в коем случае нельзя исключать из жизни человеческой. Я считаю, что каждого человека с детства нужно приучать к осознанию красоты. Красоты жизни, природы, мироздания. А музыка – это... Помните, у Пушкина в «Онегине»:
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.
Музыка и есть тот самый «васисдас» – форточка в мир красоты. Именно поэтому я выступаю за то, чтобы детей обязательно обучали музыке. Абсолютно ни к чему, чтобы все они стали профессионалами. Их надо учить музыке как части мировой культуры, как способу познания мира, как элементу соприкосновения с истиной, которая когда-то была неделимым абсолютом, но упала на нашу грешную землю, разбилась на мелкие кусочки, и теперь каждый из нас тратит жизнь на поиски своего кусочка истины. Это наш общий крест. Общий, и каждого человека в отдельности.
Мне кажется, что музыка раскрывает такие глубинные человеческие аспекты, до которых не способно достучаться ни одно другое искусство. Остальные виды искусства либо связаны со словом, либо с визуальными образами, а музыка – это сигнал из космоса.
Композиторы и эпохи
У меня много любимых композиторов, очень много, и в каждом что-то свое мне любится. Бах возносит меня куда-то в необыкновенные высоты. Чайковский и Рахманинов могут вызвать слезы.
Музыка Моцарта... Моцарт даже трагедию чувствовал иначе, чем мы. Даже смерть отца своего, и это видно из писем, он воспринимал без огорчения, без страданий. В письмах лишь надежда на то, что они встретятся скоро.
Шостакович – это все напряжение душевное, какое есть в человеке. Он заставляет чувствовать себя «без кожи», так, как будто все нервы обнажены. Музыка Шостаковича основана на понимании эпохи как трагедии. С его музыкой общаешься на высоковольтной передаче. Но ведь это тоже миссия – показать самые драматические страницы истории. Это уже совсем другая музыка, хотя в ней тоже есть свой свет.
Вообще, музыка XX века построена на более острых чувствах, на ощущении крушения мира. Вспомните войны, которые пережили люди в прошлом веке, причем каждый человек по-своему.
Я не помню, кто это сказал, что сентиментальные люди воспринимают жизнь как трагедию, а умные воспринимают жизнь как комедию. Мне кажется, что должно существовать и то, и другое, потому что без ощущения трагизма и бренности не возникает полноценного чувства радости. Может быть, радость вообще родилась-то после потерь, после каких-то страшных переживаний. Как после грозы – взошла радуга на небе и осветила все.