Найти в Дзене
Вызывной на 6:15

Я называла его "режиссёришкой", а он потом взял главный приз на Кинотавре.

Оглавление

Далёкой зимой 2016-го меня пригласили помогать делать вгиковский диплом для многообещающего режиссёра Бориса. Я очень удивилась, неужели во ВГИКе не нашлось своих художников по костюму, но согласилась на работу. Опыт мне нужен был позарез, если я хотела реализовываться в этой сфере.

Первый раз мы встретились с Борисом и его оператором в кафе. За вином обсуждали, как видим персонажей и вообще картинку фильма. Борис всплёскивал руками в какой-то кукольной манере и под стать этому ему хотелось, чтобы персонажи были похожи на героев Уэса Андерсона.

Режиссёр и сценарист Уэс Андерсон.
Режиссёр и сценарист Уэс Андерсон.

Потом выяснилось, что он бывший балерун прямиком из Большого театра. Балетная выправка хорошо читалась в его осанке. Борис оказался очень вовлечённым в костюмерный цех и много времени тратил на одобрение костюмов. До этого, как и часто после, мне не приходилось так дотошно утверждать все образы. Фильм студенческий, и надо было найти костюмы по большей части бесплатно.

В тусклом свете вгиковской костюмерки на нас неприкаянно глядели полупустые вешала – чудо, что мы вообще смогли там что-то собрать. Что-то я прибавила из моего личного гардероба, что-то купила, что-то нашлось у самих актёров, а некоторые вещи пришлось брать на неприветливом Мосфильме. Сотрудницы его костюмерного склада как будто всегда не в духе и не светятся радостью при виде молодых кинематографистов.

По идее фильма от главного героя Саши уходит жена, он очень страдает и, как настоящий русский человек, начинает пить и опускаться; на дне ему встречается странный друг, и они с Сашей ломают ещё больше дров. Главный актёр Сергей Епишев в роли Саши – атлант интеллигентного вида больше двух метров ростом для масс-маркета не существует, так что я ничего не могла на него найти. Как показывал интернет, большинство магазинов для высоких людей закрылись, другие были непомерно дорогие для студенческого бюджета. Поэтому почти весь образ, а у него был только один костюм, на съёмках состоял из его личных вещей, а дно – это грязно. Он и валялся в подземном переходе, и умывался молоком, и бегал под мокрым снегом, и таскал на плечах своего партнёра по фильму.

Со вторым главным актёром Михаилом, он же странноватый друг со дна, было намного проще, он довольно стандартных размеров. Скудных запасов костюмерки ВГИКа хватило, чтобы одеть его полностью, и персонаж получился выразительный. Юродивый дурачок, который выходит из дома только купить молока в магазин, где его все знают.

Миша
Миша

Когда мы снимали сцену в московском переулке, как Сергей убегает с актёром Мишей на плечах, сердобольный гражданин хотел вызвать полицию. Потом узнал Сергея, увидел камеры и сложил два плюс два.

Третьим главным персонажем была Шуба! Хорошую и дорогую шубу в аренду было не найти. На Мосфильме мне сообщили: «Мода у нас закончилась в 1974 году», то бишь у них одежда только историческая. А в шубах киносклада «Жар-птица» скорее можно было представить Конана Варвара, чем красивую современную женщину. Тогда мамину шубу из песца принесла продюсерка Даша. Эта шуба была уже старенькая, но выглядела прилично. Кино же визуальное искусство, главное, как смотрится в кадре!

Но и с ней всё было не слава богу… У всех на глазах на актёре Мише, пока он бежал вдоль железнодорожных путей, от шубы отрывались и разлетались шкурки! Между каждым (!) дублем я судорожно их пришивала. Эта несчастная шуба переходила с актёра на актёра и, кажется, её перемерила вся съёмочная группа.

Одно из обсуждений фильма происходило в квартире Бори. Когда оно закончилось, режиссёр попросил меня остаться. Наедине мы ещё что-то обсудили и вдруг поцеловались. В Боре было что-то притягательное, смесь кавказских и литовских кровей, его внешность одновременно и раздражала и нравилась. Я была не очень в курсе его статуса отношений, но после того, как наше общение стало максимально близким, выяснилось, что он помолвлен со своей однокурсницей. Но в течение съёмочного процесса они уже расстались.

Мы снимали в огромном доме родственников второй продюсерки Ани. С миру по нитке, как говорится, или по шубке и по коттеджу. Он должен был представлять из себя дорогую московскую квартиру главного героя. Мы там и жили всей съёмочной группой.

Стоило мне только уйти с площадки, как я тут же слышала крики Бори: «Рада! Рада!» Я прибегала и, бывало, что от меня совершенно ничего не было нужно или он на месте придумывал мне задание. От группы мы скрывали свои отношения. Но я подружилась с двумя Дашами, художницей-постановщицей и актрисой, игравшей проститутку, и поделилась с ними. По поведению Бориса догадались и остальные. Я всё причитала «Режиссёришка!», не может даже на площадке соблюдать дистанцию.

Продюсерка Аня, оператор Глеб и режиссёр Боря пьют чаёк.
Продюсерка Аня, оператор Глеб и режиссёр Боря пьют чаёк.

Съёмки закончились. Боря мне помог разобраться с костюмами и развести их. Он показывал мне черновой монтаж фильма, и помню, меня очень удивило, что планы такие крупные и создают ощущение случайного присутствия в чужом интимном моменте. Наши отношения продолжились до момента, пока он не предложил мне съехаться. Я отказалась, и мы рассорились навсегда. Так, что я и не увидела конечную версию монтажа и фильм вообще. Но он получился настолько хорошим, что Боря, которого я случайно встретила на Мосфильме несколько месяцев спустя, рассказывал, что благодаря своему диплому получил интересное предложение. Позже он снял фильм «Бык», на котором я уже, к сожалению, не работала. И этот дебютный фильм взял главный приз Кинотавра.

Текст Радмилы Мигулиной

Если какая-то специфическая лексика вызвала у вас затруднения, у нас есть киношный словарик: Флюшка, хлам и пасхальный план или 30 главных слов киношника

Спасибо, что прочитали!

Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки!

#кино
#художник по костюмам
#радмила мигулина
#вызывной на 6:15
#личный опыт