Найти в Дзене
Эмиль Тахмазов

Претензия потребителя: правила направления и составления

Сложно переоценить важность такого документа, как досудебная претензия в защите нарушенных прав потребителя. Во-первых, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, во-вторых, из-за вероятности получить свое от нарушителя в добровольном порядке.

Согласно ст. 222 ГПК РФ судья, на стол которому попадется ваш иск, обязан оставить его без рассмотрения, если досудебный порядок урегулирования спора не соблюден. На самом деле, это требование распространяется только на дела, по которым досудебный порядок урегулирования спора является обязательным. Несмотря на то, что большая часть «потребительских» дел не относится к такой категории, некоторые судьи толкуют законоположение превратно и оставляют иски без рассмотрения по этому основанию. Законным такое действие судьи не будет, но драгоценное время на поиски правды вы потратите и немало.

Не менее важным является то, что соблюдение досудебного порядка, окончившееся отказом или молчанием адресата, предоставляет потребителю право требовать с нарушителя больше денег. Согласно п. 6 ст. 13 ЗоЗПП при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Не трудно представить, насколько это выгодно.

Содержание претензии

Закон не содержит четких требований к содержанию претензии, но, во всяком случае, при ее составлении следует указать:

- Ф.И.О. и адрес потребителя;

- наименование адресата (или Ф.И.О., если это ИП) и его адрес;

- дату приобретения товара, оказания услуги, выполнения работы или соответствующего договора и его реквизиты, если таковой заключался;

- проблему, дату ее возникновения, последствия ее воздействия;

- свои требования (вернуть деньги, заменить товара, починить товар и т.п.).

Направить претензию предприятию, нарушившему ваши права, можно 3 способами:

1) почтовым или курьерским отправлением;

2) по электронной почте;

3) нарочно.

Каждый из перечисленных способов обладает достоинствами и недостатками, которые следует учесть для уверенности в соблюдении досудебного порядка.

Почта России или служба доставки

Заявление должно быть направлено по тому адресу, который указан в том договоре, который вы заключили с продавцом или в другом документе, например, платежном. Если таковых нет, то вы можете направить досудебную по тому адресу, где был заключен договор: на адрес магазина, в котором приобреталась вещь, офиса, где оказывалась услуга или выполнялась работа.

Чтобы, при необходимости, доказать наличие в отправленном конверте именно претензии, необходимо снабдить письмо описью вложения. Заполненный вами документ сверяется с содержимым конверта, сотрудник почты или курьерской службы ставит на нем соответствующую отметку, после чего один экземпляр вкладывает в конверт и запечатывает его. Второй экземпляр остается у вас вместе с чеком об оплате почтового отправления, которые нужно хранить до момента исполнения нарушителем ваших требований или завершения судебного разбирательства.

Электронная почта

Самый простой и дешевый способ уведомления о своих требованиях нарушителя, но не самый надежный. Законом не установлено каких-либо требований или условий к форме и содержанию претензионного письма, нет и прямого запрета направления его посредством сети «Интернет», т.е., с точки зрения закона это возможно.

Другое дело, как к этому отнесется в случае спора судья, рассматривающий дело. Иногда представителя правосудия, особенно те из них, кому доверили его осуществление в мировом суде, не признают такой порядок соблюдения досудебного порядка со всеми вытекающими.

Шансы повышаются, если договором, который вы заключили, предусмотрен такой порядок направления претензий или в нем содержатся адреса электронной почты сторон. Если этих сведений нет, можно направить претензию по адресу, указанному на официальном сайте предприятия – нарушителя, если, конечно, таковой имеется.

Суть претензии лучше изложить как в теле письма, так и в электронном документе, которые потом следует приложить к электронному письму. Совершив отправку, не забудьте зафиксировать ее посредством снимка с экрана (screenshot).

Нарочно

То есть, лично. Дешевый, но трудозатратный и не всегда надежный. Для того, чтобы зафиксировать свои досудебные требования, вам необходимо явиться в офис (магазин и т.п.) нарушителя, предоставить ему соответствующий документ и, подготовив заранее второй экземпляр, потребовать поставить на нем отметку о приеме. На отметке должно быть, по меньшей мере, указаны дата получения документа, Ф.И.О. и должность лица, получившего документ, его подпись и печать организации.

Проблема заключается в том, что претензию у вас могут физически не принять или отказаться ставить отметку, может оказаться, что лицо не уполномочено принимать такого рода документы и т.п. Фиксировать такие отказы и прочее на камеру смартфона или взять с собой свидетелей может помочь решить проблему, но лучше прибегнуть к другому способу.

В любом случае не бойтесь защищать свои права и берегите себя.

Тахмазов Эмиль