Сколько историй начиналось с невинной кредитки «на отпуск», а закончилось миллионными долгами, которые выплачивают несколько лет всей семьёй. И это не единичные случаи. В 2018 году общая сумма кредитов россиян достигла за последние 5 лет максимума. Экономисты держатся за голову и опасаются долгового кризиса.Давайте разберём, пока не поздно, когда кредит действительно нужен, а когда от него стоит держаться подальше. Ну и как выбираться, если уже погрязли в долгах.Сам по себе кредит не хорош и не плох. Это — просто финансовый инструмент, который можно использовать по-разному:
- Кто-то получит образование, разовьёт бизнес, переедет в собственное жильё. То есть воспользуется кредитом с пользой для себя и для бюджета.
- А кто-то купит сначала новый айфон, потом тур в Таиланд, потом машину подороже, «чтоб коллеги завидовали и девушки любили». И незаметно окажется в кредитной яме, где уже не кредит для него, а он для кредита.
И вот долги, а точнее графики платежей, управляют вашим настроением и планами.
Почему же идея кредита так привлекательна?
В 1960 году учёные Стенфордского университета провели «зефирный» эксперимент. Детям в возрасте от четырёх до шести лет предлагали одну зефирку и обещали удвоить вознаграждение, если ребёнок подождёт 15 минут. Затем взрослый выходил из комнаты. Одни дети прикрывали глаза руками, чтобы не видеть зефир или колотили по столу, или теребили волосы чтобы отвлечься, а другие просто съедали зефир сразу, как только исследователи уходили. Выглядит это примерно так:
Так же работает и кредит. Он, как торт в витрине кондитерской, обещает удовольствие сейчас, а расплату откладывает на потом. В «зефирном» тесте бóльшая часть пятилетних детей не справились с искушением «одна зефирка сейчас, или две потом». «Двойного» угощения смогли дождаться меньше трети детей. Так и мы: тысячу рублей сейчас мы ценим больше, чем две тысячи через год. Так и попадаем в цепкие руки кредитных организаций.Шанс попасть в кредитную яму есть у человека с любым уровнем дохода. Майкл Джексон платил по кредитам 30 миллионов в год и после смерти оставил долгов на полмиллиарда долларов. Уитни Хьюстон, Майк Тайсон, Джонни Депп — все они жили в счастливой иллюзии, что денег хватит на всё. Увы. Банкротами часто становятся звёзды, но почти никогда — люди бизнеса. А всё потому, что бизнесмены, как правило, различают «умные» и «глупые» долги.
Долги «умные» и «глупые»
Умные кредиты — это кредиты стратегические, приносящие пользу и прибыль, направленные на перспективу.
- Купить мощный ноутбук, освоить новую программу и начать больше зарабатывать — умный кредит.
- Взять ипотеку и съехать от свекрови. Бесценно. Умный кредит.
- Взять кредит на развитие бизнеса и переехать в новый классный офис расширить производство? Отлично! Умный кредит.
Крупный бизнес постоянно прибегает к кредитам. Купить офисное здание, нефтяную вышку или оплачивать исследования учёных-астрофизиков — всё это умные кредиты.
Ваш такой? А если проверим?