«Пока народ безграмотен,
из всех искусств важнейшим для нас
является кино и цирк»
В.И.Ленин
На просторах Интернета давно обсуждается вопрос: почему отечественное кино такое плохое? Как так сложилось, что великое советское кино не имеет достойных продолжателей? Почему традиции отечественного кинематографа поистрепались, а сам кинематограф превратился, выражаясь словами известного режиссера в «звенящую пошлость».
Некачественное кино встречалось и раньше, но процент его в массе хорошего кино было мизерным. Сейчас же надо быть воистину золотоискателем, чтобы в куче отходов найти крупицу искусства.
Причин много - они все хорошо известны: «попил» средств (тут не до искусства), небольшие бюджеты, желание срубить деньжат по-быстрому, деградация вкуса…
Вот на последнем я бы и хотел остановиться. Ведь получается, что даже, если кино выглядит как капустник в борделе (разумеется, на мой взгляд), его смотрят, платят за это деньги. То есть продукт, как это не странно, продается. И если продается, значит, может быть интересен зрительской аудитории.
И вот здесь возникает вопрос: это зритель хочет такое кино и поэтому, режиссеры, идя на поводу у зрителя, снимают такое кино или такое кино делают вне зависимости от желания людей, просто потому что не получается другое?
Но не получится может раз, два, но не всегда же! Начиная с прихода капитализма с начала 90-х, рекой полились фильмы, мягко выражаясь, не Тарковский. Казалось бы, капитализм с его рыночной экономикой должен был учесть вкусы всех слоев вполне образованного советского населения, однако этого не произошло. Выпускались фильмы примерно одного уровня: если комедия - с примесью пошловатой тупости, если боевик или драма - то побольше «чернухи». Впрочем, тень советского кинопрома падала на «свободное кино» и порождало действительно высокохудожественные слепки с окружающей действительности.
Появление нового российского кино после советского напоминает сюжет фильма «Человек с бульвара Капуцинов», где Фест с его воспитательным кино проигрывает зрительскую аудиторию Секонду, несущего коммерческое кино, которое апеллирует к низменным страстям человека.
Я согласен, что кино должно нести и развлекательную функцию. Здорово придти домой после работы и смотреть фильмы, которые развлекают, а не воспитывают. Просто отдохнуть, не напрягаясь на проблемы, душевные терзания киногероев. Однако современные отечественные фильмы не развлекают. Если советское развлекательное кино разошлось в народе крылатыми выражениями, а в память врезались все забавные эпизоды, то современные отечественные фильмы хочется забыть.
Как-то незаметно я подошел к выводу, что во всем виноват зритель. Однако, учитывая воспитательную роль кино (см. эпиграф), на этот вопрос возможен еще один вариант ответа.
Крепнет во мне подозрение, что во всем виноват мистер Секонд, вернее совокупность Секондов, вернее тот, кто ими управляет. Не знаю кто это: структуры, обладающие властью; масоны, рептилоиды. Но точно знаю, что если советское кино (а оно было, безусловно, идеологическим) воспитывало труженика, то современное российское кино создает потребителя, которому лучше не думать, а надлежит потреблять суррогаты.
И чтобы человек отвык от настоящего искусства, его кормят суррогатами длительное время, чтобы он уже не мог воспринимать что-то другое. Согласитесь, глупо ждать от человека умения разбираться в высокой кухне, если его всю жизнь кормили бургерами. Так формируются вкусы в современной действительности. Так Секонды и их начальство заземляют людей все ниже и ниже, до уровня быдла, чтобы потом им же про них и показывать.
На сегодня все. Но я еще вернусь к этой теме. Ведь хочется верить, что это изменится….