Найти тему
Мария Валетова

Пандемия в литературе - мы все умрем?

Или все-таки надежда есть? Что о вирусах и пандемии известно из мировой литературы? Давайте пройдемся по некоторым произведениям, где нашла свое отражение эта тема – то что нужно для легкого чтения на самоизоляции. И начнем, пожалуй, с цитаты.

«Мертвым быть не так уж плохо. Я сжился со смертью. Извините, представиться не могу. У меня больше нет имени. У нас их почти не осталось. Мы теряем имена, как ключи, забываем, как годовщины. Кажется, мое начиналось с "Р". Не помню. Смешно, а ведь когда я был жив, то забывал чужие имена. Мой друг М говорит, что, когда ты зомби, все смешно. Вот только не улыбнуться. Ведь твои губы давно сгнили и отвалились».

Так начинается роман «Тепло наших тел» Айзека Мариона, который знаком широкому кругу, скорее, по одноименному фильму 2013 года режиссера Джонатана Ливайна. Ингредиенты этого коктейля стары как мир – берем человечество, зараженное неведомой чумой и стоящее на грани окончательного исчезновения, добавляем туда неприятные описания разлагающихся зомби, вынужденных охотиться на немногочисленных еще живых людей, а сверху яркий зонтик – любовь, которая как обычно всех спасет. Особо впечатлительных, я думаю, заденут довольно натуралистические описания драк и пожирания чужих мозгов, на чем собственно и завязан сюжет. Но далее уже спойлеры, так что я умолкаю. Лично мне гораздо больше запомнились попытки зомби устроить свой быт в соответствии с их прошлой жизнью – они женятся, заводят детей, устраивают для них школы, где учат убивать, а загадочные Кости, названные в романе с большой буквы, словно это имена, управляют ими. Заставляет задуматься и контраст между огромной мыслительной работой главного героя и теми немногими звуками, которые ему удается из себя выдавить – и эти детали приближают выдуманный мир Мариона к реальности даже сильнее, чем этого бы хотелось.

Кадр из фильма «Тепло наших тел»
Кадр из фильма «Тепло наших тел»

Действие, пожалуй, самой известной книги про пандемию «Я - легенда» американского писателя Ричарда Мэтисона происходит в конце семидесятых годов прошлого столетия. Главный герой романа Роберт Нэвилл - что знакомо нам по фильму - остался единственным на земле человеком, не зараженным неизвестным вирусом, который вызывает симптомы, похожие на вампиризм. Как он сам считает, у него иммунитет к этой болезни, приобретенный благодаря укусу зараженной летучей мыши, что звучит довольно иронично в 2020 году. Хотя, может быть, если бы он её съел… Ну да ладно, мы отвлеклись. Так вот, наш герой по ходу развития сюжета выясняет причину вампиризма, а заодно и еще несколько малоприятных для себя фактов, раскрывать которые я уже не возьмусь, ибо спойлеры. Скажу одно – в книге финал, на мой взгляд, гораздо глубже. Правда о самом себе и собственном месте в мире иногда может и убить. А еще - тотальное одиночество никому не идет на пользу, так что даже в самоизоляции находите возможность общаться с близкими и друзьями! Кстати, в одном интервью Мэтисон признался, что считает роман «Я — легенда» одним из наиболее удачных своих произведений.

«Боль пронзила грудную клетку и вырвалась вверх, проникая в мозг, страшным ударом поражая остатки его сознания. Мир завертелся, перемешиваясь с темнотой.

— Вирджи, — глухо прошептал он… И люди в черном выволокли на улицу его безжизненное тело — в ночь, в мир, который ему больше не принадлежал. Этот мир принадлежал им».

Источник фото: https://interfax.by
Источник фото: https://interfax.by

Вот мы и добрались до самой интересной для меня книги из этой троицы. Роман «Вонгозеро» Яны Вагнер вышел в 2011 году. Он создавался в Сети, а вдохновила автора (если здесь вообще уместен такой глагол) прокатившаяся по планете эпидемия свиного гриппа. В романе автор умножила разрушительное воздействие вируса и скорость его распространения, и одним из главных действующих лиц произведения, на мой взгляд, стал страх. По его воздействием главные герои бегут из разрушенной, погибшей Москвы на Север, в мою родную Карелию, чтобы спастись на безлюдном острове посреди озера Вонгозера. И каждый боится не добраться, потерять близких, причем не только из-за болезни. История взаимоотношений главных героев очень запутана, их эмоции сплелись в такой плотный узел, что разрубить его в рамках одной книги не представляется возможным. Так у романа появилось продолжение. Что поражает в книге – то, каким беспечным поначалу и жестоким потом может быть человек. Прочтешь её и точно будешь намного серьезнее относиться ко всем мерам предосторожности – потому что теперь знаешь, что может быть намного хуже.

«Все это действительно было еще не страшно. Невозможно было представить себе, что карантин не закончится в несколько недель.  — по телевизору в эти дни говорили «временная мера», «ситуация под контролем», «в городе достаточно лекарств, поставки продовольствия организованы». , новости не шли еще бесконечным потоком, с бегущей строкой внизу экрана и прямыми включениями с улиц, которые выглядели странно пустыми, с редкими прохожими в марлевых повязках., по всем каналам еще было полно развлекательных передач и рекламы, и никто еще не испугался по-настоящему — ни те, кто остался внутри, ни мы, оставшиеся снаружи».

А какие книги про вирусы и пандемию читали вы? Пишите в комментариях!

Это я, верю, что мы переживём эту пандемию :)
Это я, верю, что мы переживём эту пандемию :)