Если все познается в сравнении, то почему бы не сравнить школы двух стран - России и США. И там, и там важна успеваемость, за отличные оценки дадут аттестат с отличием. Однако, способы, которые используют в обучении сильно отличаются.
Поэтому давайте посмотрим, как отличается жизнь учителей, родителей и школьников в этих странах.
Российские и американские школьники приняли участие в международном исследовании PISA 2018. И среди 79 стран они заняли следующие места:
США
Чтение - 13 место (505 баллов)
Естественные науки - 18 место (502 балла)
Математика - 37 место (478 баллов)
Россия
Чтение - 31 место (479 баллов)
Естественные науки - 33 место (478 баллов)
Математика - 30 место (488 баллов)
Разница результатов впечатляет, но что же привело к такому? В основе этих школ абсолютно разные подходы ко всему: начиная с образования учителей и заканчивая общением с родителями. И чтобы разобраться, нужно сравнить эти школы со стороны учителей, родителей и школьников.
- Что нужно, чтобы стать учителем?
В российских школах учителем может работать человек, у которого есть высшее или среднее профессиональное образование. Оно может быть педагогическим или просто по профилю. например, учителем химии может быть любой кандидат, который просто изучал химию в университете без педагогики и методики преподавания. Такому кандидату нужно будет при устройстве пройти пару курсов или профессиональную переподготовку. Все зависит от требований конкретной школы, где она находится и насколько срочно нужен учитель. Перед работой в школе очень часто весь опыт, который есть у учителя - это пару месяцев педагогической практики во времена студенчества. И первое время такие учителя считаются молодыми специалистами и им назначают наставника из числа более опытных коллег.
В США для работы учителем нужна как минимум степень бакалавра по педагогике плюс специализация, если кандидат хочет быть учителем какого-то определенного предмета. Будучи студентом он должен сам позаботиться о прохождении стажировки, чтобы получить практически опыт. Потому что без этого никто не возьмет в дальнейшем на работу. И непосредственно перед устройством в школу нужно получить лицензию на право преподавания на определенном уровне. Всего их три. 1 уровень дошкольное обучение и первые 3 класса начальной школы, 2 уровень с 1 по 6 класс, и 3 - с 7 по 12.
2. Сколько учитель может зарабатывать в месяц?
И в России, в США зарплата учителя зависит региона или штата и статуса конкретной школы, где работает учитель. В месяц педагог в России может получать от 20 000 до 100 000 рублей или 300 долларов до 1500, а в США от 2 5000 до 4 000 долларов. Но пусть это цифра вас не сильно впечатляют, потому что иногда почти половина - уходит на налоги, все зависит от штата.
3. Как педагоги учат детей?
Взаимоотношения учителей и школьников зависят от норм и правил и культуры общения, которые приняты и поддерживаются обществом в целом. Поэтому такие фразы, как «а голову ты дома не забыл» вызывают по большей части улыбку в России и считают типичной учительскими словечками, могут вызвать скандал в США, потому что там их могут принять за неуважением к ученику.
В целом в России в школе часто встречается следующие типы отношений: может быть четкая иерархия и полный контроль над действиями учеников в школе или в противовес поддерживается идея, что класс и школа - это дружная семья и стираются все личные границы. Кто-то из учителей балансирует по середине. А в обучении до сих пор поддерживается идея, что хороший учитель просто обязан научить каждого! Это его моральный долг какой-то и если условному ученику не дается этот предмет, то для педагога - это просто challenge. В программе же есть, значит каждый должен освоить. На мой взгляд, все это идет от старой идеи, что учитель - это кладезь информации и беспрекословный авторитет, поэтому учителя - часто как роботы, не имеют права на ошибку.
В США отношения между школьниками и учителями подчеркнуто формальные. Все обращаются друг с другом уважительно и дружелюбно, но в официально-деловом тоне. Учителя здесь как наставники, они должны дать ребенку все условия для обучения и направить его. Они дают знания и учат по большей части практическим навыкам: как найти информацию, как работать с ней, как сформулировать и защитить свою точку зрения. И если вдруг ребенку не дается предмет, то все относятся к этому спокойно, потому что если школьнику надо, он сам возьмет. К каждому ребенку обучение адаптируется под нужный уровень сложности, а для одаренных детей существуют специальные программы.
С учителями, думаю, понятно. А какова же роль родителей в школьном обучении?
Продолжение в следующей статье.