Найти в Дзене
Назад в мои 90е

СССР 1980 г. За туманом и за запахом тайги. Часть-3.

Вертушка ожидает поисковую группу нашедшую место под будущую стоянку лагеря.
Вертушка ожидает поисковую группу нашедшую место под будущую стоянку лагеря.

…В нашем таёжном поселении жизнь текла размеренно, но бывали и приключения. Тонкости и особенности, возложенных на меня обязанностей, я быстро освоил и понял. Убедился, что меня вышестоящее руководство воспринимает за молодого простачка и, как на материально ответственное лицо «повесили» утраченные материальные ценности. Так же через меня списывали ГСМ, излишки которого уходили на большую землю в виде талонов. По окончанию сезона, или при моём увольнении эти недостачи всплывут, как хищения социалистической собственности. Об этом мне поведал мой «доброжелатель», посоветовал внимательно читать подписываемые документы, и прислушиваться к её советам.

Наша бензоколонка, подготовка слива бензина из наливника в цистерну. Первы слева  дровосек "Глухарь", второй слева начальник партии Латышев Олег Константинович, на цистерне Воробей Анатолий.
Наша бензоколонка, подготовка слива бензина из наливника в цистерну. Первы слева дровосек "Глухарь", второй слева начальник партии Латышев Олег Константинович, на цистерне Воробей Анатолий.

…В моих ежемесячных отчётах по движению материальных ценностей имелись мелкие недостачи, в основном, с боем продукции в стеклотаре производителя «Глобус». С продуктами питания, колбасами, крупами, сливочным маслом, яичным порошком и чёрным растворимым кофе было намного проще, с имеющейся в моём распоряжении столовой с поварихой из г. Бердянска. В бухгалтерии мне сочувствовали и помогали составлять Акты списания. А вот с ГСМ отдельная история.

Наливники идут в СРП.
Наливники идут в СРП.

Стоимость бензина АИ-93 на тот период.
Стоимость бензина АИ-93 на тот период.

…Обязанности диспетчера по выписке путевых листов на автотранспорт, заправка и списания ГСМ - для меня этот процесс был самым интересным. Первый месяц работы на этом поприще я проходил под руководством механика из Житомира. Он корректировал мои цифры и просил подписывать составленные им накладные и Акты списания. Сравнив его отчёт со своим, всплыла махинация с бензином АИ-93. На марке этого бензина работали УРАЛы -375. Поскольку бурустановки смонтированы на базе ЗИЛ-131, то было проще списывать бензин.

Водитель бензовоза Зубов Михаил.
Водитель бензовоза Зубов Михаил.

…Водители заправлялись самостоятельно, без ограничений, на своё усмотрение, контроль был ни к чему, кругом тайга и медведи. Пробег за день, плюс работа буровой установки списывались по нормам моточасов. По разным причинам глубина скважин под взрывчатку, не всегда соответствовала норме глубины бурения, и для сокрытия этих нарушений все были вынуждены пользоваться нормативами, в том числе и по расходу бензина.

Сергей Азаров и я собственной персоной.
Сергей Азаров и я собственной персоной.
Погрузка " спецгруза", аммонала.
Погрузка " спецгруза", аммонала.

… За месяц, таким образом происходила экономия бензина марки АИ-93 около 6 тыс. литров. Механик, от моего лица, делал заявку на получение бензина талонами и забирал этот левак себе на карман. Такой номер с бензином у него «пролез» только первый месяц моей работы на этом поприще, в последующем, механик делился со мной «наваром» пополам. Свою долю и дефицит я отправлял матушке посылками на Кубань.

Михаил и я в красном уголке общежития ИТР.
Михаил и я в красном уголке общежития ИТР.

…Сезон подходил к завершению, и всё шло чинно и ладно, пока бес меня не попутал. Сдав очередной месячный отчёт, я отправился на склад за продовольствием для своей партии. По очереди на загрузку мой борт был вторым. С гружёным автомобилем и грузчиками я въезжал на вертолётную площадку, когда нам на встречу выезжала «ступа», ЗИЛ-157, с пьяными грузчиками и водителем. На площадке находилось четыре вертолёта МИ-8, было странно, что у бортов ни кого не было. Зайдя в сторожку, я застал летунов и сторожа, играющими в карты. Командир, узнав у меня пункт назначения, указал номер борта и разрешил грузиться. По правилам, член экипажа вертолёта должен присутствовать при загрузке.

Я у своей палатке, вдали Радостев Николай.
Я у своей палатке, вдали Радостев Николай.

…Забравшись в вертолёт первым, я обратил внимание на находящиеся в отсеке какие-то мешки и коробки. Мои грузчики стали кидать мне мой товар, я его начал складировать вплотную с лежащими там мешками. В это время подошёл командир вертушки, попросил меня выйти к нему и показать товарки на груз. Загрузку закончили без меня. По прибытию в тайгу, нас встретил начальник топотряда со своими «бичами» на «шишиге», автомобиль ГАЗ-66. Начальник сейсмоотряда Сергей С. являлся ответственным по лагерю на период отсутствия начальника партии. Лётчики видимо знали его и на виду у всех, передали ему рюкзак с гостинцами. Я попросил своего добровольного помощника «деда» проконтролировать разгрузку без меня, а сам отправился в свой склад готовить место под прибывший товар.

Азаров Сергей и Сидоренко Володя (Клаус).
Азаров Сергей и Сидоренко Володя (Клаус).
Работник сейсмоотряда забавляется с щенком. Имя не помню.
Работник сейсмоотряда забавляется с щенком. Имя не помню.

У моей палатки занесённой снегом после метели. Воробей Анатолий, Абрамов Валентин, третий-из компании Валентина , пытался меня "обломать" имя не помню и я Катютин Василий. Коллективное фото после конфликта с Абрамовым Валентином.
У моей палатки занесённой снегом после метели. Воробей Анатолий, Абрамов Валентин, третий-из компании Валентина , пытался меня "обломать" имя не помню и я Катютин Василий. Коллективное фото после конфликта с Абрамовым Валентином.

…Через минут двадцать «дед» приехал с мужиками, и расстроенный сообщил, что пару ящиков с продукцией «глобус» расколотили. Также сообщил, что начальник топотряда видимо у лётчиков принял на «грудь», и при всех обещал тебе накатить за отсутствие при разгрузке. Не успели до конца распихать по складу товар, как «и.о. начальника» Сергей С. у склада накинулся на меня с кулаками. Мы разодрались в присутствии работяг. Нас разняли после того, как «и.о. начальника» разбил себе нос об мой лоб, и его увели в командирскую палатку.

На подступах охраняемого заряженного  профиля.
На подступах охраняемого заряженного профиля.

…В своей складской палатке я оставался с девчатами Верой и Ниной– фотолаборантами. Они рассматривали мною привезённые подарки. Как вдруг, наше мирное общение прервал ворвавшийся «и.о. начальника» Сергей и схватил меня за грудки, он был пьян, и своим распухшим носом повторно упёрся в мой лоб и неожиданно упал. Я повернулся к девчатам, чтобы их успокоить, однако они завизжали и бросились от меня в глубь склада. Оглянувшись назад, я увидел «и.о. начальника» поднимается с ножом в руках. Пришлось машинально схватить черенок от лопаты и ударить нападавшего по руке с ножом. Теперь визжали не только девицы, но и «и.о. начальника».

…Сбежался народ. Оказалось пострадавшего надо срочно доставить в больницу с переломом руки. Через пятнадцать минут, группа поддержки из десяти человек с пострадавшим, отбыли по таёжным просекам в бамовский п.Магистральный. Поздно ночью «экспедиция» вернулась с песнями, навеселе. Все были пьяны. Вылезая из автофургона, хлопцы гремели рюкзаками, забитыми бутылками водки. Пьянка продолжалась до утра. Каждое утро градирня с горячей водой для заливки в радиаторы автомобилей должна быть готова к 7-00. Градирня - это сваренные между собой железные бочки на санях, её заполняли водой из проруби, обкладывали дровами и на кострище грели воду для радиаторов. Тосол в тот период не существовал.

Боря Мамулян с "Белкой" и с псом из посёлка Магистральный.
Боря Мамулян с "Белкой" и с псом из посёлка Магистральный.

…К этому моменту я должен был всем уже выдать путевые листы. В общем рабочий день не задался. Тракторист бульдозера С-100, с хозяином зацепили градирню и поволокли по озеру, к проруби. По осени до предполагаемой проруби настелили гать из брёвен, а мороз и снег укрепил эту дорогу, и она действовала практически до весны. Вода из проруби шла для столовой, бани и для градирни. Трактор до проруби дошёл без проблем, за градирней плёлся истопник. За этой «операцией» с берега наблюдали все обитатели нашего лагеря, в том числе механик во хмелю и «и.о. начальника» с загипсованной рукой. Из толпы раздались возгласы, мол снег глубокий и лёд не промёрз, после гати лёд не выдержит трактор.

Сидоренко Володя ( Клаус) со своим другом.
Сидоренко Володя ( Клаус) со своим другом.

…Долго гадать не пришлось. Как, только трактор прошёл прорубь и пошёл на разворот , он мгновенно исчез подо льдом озера. Тракторист успел выскочить. Все ахнули и побежали к затонувшему трактору. Уже рассвело. Подошёл радист к «и.о. начальника» и доложил, что он об инциденте с дракой и «утопленнике» «радировал» в контору. Приказ – через пару часов прибудет вертушка с начальником партии за виновниками торжества.

Тракторист С-100 Зуйков Алексей и водитель смотки Никулин Виктор.
Тракторист С-100 Зуйков Алексей и водитель смотки Никулин Виктор.

Наша банька на берегу  таёжного озера Ханда. В дали виднеется часть кабины от утопшего трактора С-100.  Трактор "вымораживали" месяц, добрались до него и начали разбирать, однако дровосек "Глухарь" решил помочь и ломиком торкнул в подмёрзшую прорубь. Трактор повторно утонул  в озере, ожидая дальнейшую спасательную операцию.
Наша банька на берегу таёжного озера Ханда. В дали виднеется часть кабины от утопшего трактора С-100. Трактор "вымораживали" месяц, добрались до него и начали разбирать, однако дровосек "Глухарь" решил помочь и ломиком торкнул в подмёрзшую прорубь. Трактор повторно утонул в озере, ожидая дальнейшую спасательную операцию.

…Прибывший начальник, со слезами на глазах, постоял у проруби и приказал собираться в Усть - Кут на разборки. Я, первым делом, прихватил вчерашнюю накладную на товар и по прибытию встретился с со своим «доброжелателем». От неё узнал, что пропал товар, грузчики и сопровождающие были пьяны и не помнят, в какой вертолёт разгрузились. Походу подключают ОБХСС. Я высказал свою версию. В итоге она забрала у меня вчерашнюю накладную и пообещала разобраться втихую до конца рабочего дня. Разборки по рукоприкладству и «утопленнику» запланировали на 18-00.

Тайга.
Тайга.

  Мною не удержавшую "Шишигу"в колее и загнал между деревьев.
Мною не удержавшую "Шишигу"в колее и загнал между деревьев.
Водитель "шишиги"  Александр.
Водитель "шишиги" Александр.

… К этому времени моя вчерашняя накладная, под той же исходящей дате и с внесёнными изменениями по ассортименту, была у меня. По итогам разборки «и.о. начальника» от работы отстранили, но про драку решено было умолчать. Также, начальник АЛГЭ приказал моему начальнику партии, провести ревизию на моём складе. Оказывается, похищены продукты питания и меховая спецодежда. Так же начальник сообщил, что официальный запрос о краже уже отправлен в милицию. Проведённая ревизия в моём складе, излишек чего либо из пропавшего не обнаружила. Позже я дал показания под протокол в ОБХСС - не видел, не знаю, погрузка производилась грузчиками, в присутствии экипажа вертолёта, плюс – Акт ревизии моего склада. Для всех эта история до настоящего момента оставалась тайной.

Ждём "вертушку" для отбытия в контору после инцидента  на "экзекуцию" .
Ждём "вертушку" для отбытия в контору после инцидента на "экзекуцию" .

Вот и "вертушка" прилетела.
Вот и "вертушка" прилетела.