Сегодня на повестке дня «стендап». И нет, это не шутки и юмор на ТНТ. Это то, с чем сталкивается каждый журналист в своей профессиональной деятельности. Поэтому предлагаю разобраться, что, к чему, почему, зачем и как.
Текст: Арина Шахова
Многие сейчас представили себе красную шторку, «Открытый микрофон» и Руслана Белого (комика). Но спешу опровергнуть.
Стендап — (англ. standup – стойка) это прием в телевизионном репортаже, при котором журналист находится в кадре и сообщает информацию по теме сюжета.
На самом деле, это очень интересная «процедура». Исходя из личных ощущений, могу сказать, что «вкусно» здесь абсолютно все, начиная от написания текста стендапа, заканчивая его монтажом.
Если коротко и просто, то: стендап — это небольшое видео (лучше, если оно не превышает 20 секунд), в котором корреспондент в кадре рассказывает о том, что произошло или о том, что каким-то образом связанно с местом/объектом/людьми/зданиями, где он находится. Фон, в свою очередь, должен соответствовать теме стендапа. Журналист не может говорить о культурной выставке на фоне банка или цирка.
- Для начала хотелось бы отметить пару важных особенностей, о которых ни в коем случае не стоит забывать (особенно важно это при подготовке уже к самой съемке):
Журналист всегда должен чувствовать себя на месте зрителя (по ту сторону экрана) и быть максимально тактичным, осторожным в выражениях.
Он должен появляться в кадре не просто так, а только в тех случаях, когда объектив камеры не может, как следует, показать какой-то важный предмет. Журналист в этом случае выступает разъясняющим звеном.
Появляясь в кадре, журналист должен донести до зрителя только одну мысль.
- Суть появления журналиста в кадре позволяет сделать ситуацию более понятной и интересной для зрителя. Репортер как бы влезает внутрь картинки и начинает нам объяснять, что происходит в данное время, в данном месте.
- Есть и маленькие хитрости таких коротких сюжетов. Например, он может быть полезен для того, чтобы:
1. Сделать лицо корреспондента узнаваемым.
2. Подчеркнуть, что корреспондент находится на месте события.
3.Подвести итог или рассказать о перспективах событий.
4. Привлечь внимание зрителя к важной информации.
5.Показать интересный объект.
6.Плавной перейти от одной части сюжета к другой.
7.Решить проблему нехватки видеоряда.
- При создании и разработке своего материала старайтесь придерживаться основных требований, благодаря которым ваш стендап будет успешным.
Так, например, необходимо всегда учитывать 3 главных принципа: информативность, достоверность, необходимость:
1.Проверьте, насколько много точной и фактической информации содержит ваш материал. Факты и события, которые вы собираетесь передавать зрителю не были искажены.
2. Убедитесь, что данная тема будет актуальна и интересна большому кругу людей.
- Как мы уже говорили, продолжительность стендапа должна быть не больше 20 секунд. Но есть исключения, которые позволяют «растянуть» это время.
1. При условии, что вы можете хорошо рассказывать зрителю о событиях длительность стендапа может быть увеличена.
2. Обычно в стендапе используется средний план, чтобы совместить эффект доверительного общения со зрителем и значимый фон.
3. Не забывайте хорошо прорабатывать текст своего стендапа. Он не должен содержать излишки оценочности, даже если журналист позволяет себе какой-либо комментарий.
4. Должна сохраняться атмосфера естественного общения со зрителем.
5. Внешний вид журналиста должен соответствовать теме и атмосфере сюжета.
6. Текст стендапа должен отделяться от закадрового текста.
7. Журналист не должен появляться в кадре более 1-2 раз.
8. Журналист должен отрезать все ненужное.
- Также, у стендапа есть отличительная особенность. Он существует трех видов:
1. Стендап в начале сюжета (начальный, открывающий):
Идеально, если так называемый начальный стендап выполняет две основные функции: снабжает аудиторию небольшой информацией о происшествии и демонстрирует присутствие репортера в центре события.
2. Стендап в середине сюжета («мостик»):
Наиболее популярный тип стендапа репортер связывает разные части сюжета; репортер дает информацию, для которой нет видеоряда; репортер работает в прямом эфире.
3. Стендап в конце сюжета:
Используется как концовка или как анонс продолжения темы.
- Разновидность же делится на две категории:
1. Статичными (журналист стоит на месте);
2. Динамичными (корреспондент движется в кадре)
Стендап можно снять: стоя, сидя, в движении.
Отойдем от официальной части и разберем творческую сторону создания стендапа.
Вы находитесь в кадре, поэтому попытайтесь создать впечатление не «раздражающего», а приличного человека. Постарайтесь выглядеть хорошо. Проверьте, чтобы все карманы были запрятаны, манжеты не торчали, а галстук не сбивался в сторону (все это только отвлекает внимание зрителя). Не напрягайтесь, постарайтесь быть естественным, не глазейте по сторонам, а смотрите точно в камеру. Но не переусердствуйте. Не нужно делать «каменные глаза», которые не умеют моргать, ставить знаки препинания кивком головы, зубрить текст наизусть. Еще один важный момент — не принято делать стендап в головном уборе даже в мороз. Опытные «стендаперы» советуют маленький прием, который в дальнейшем облегчит монтаж вашего стендапа: просто делайте 5-секундную паузу в самом начале и конце видео.
Подходите к съемкам творчески. Возьмите что-нибудь в руки, откройте дверь, укажите на что-то. Выберите интересный фон. Всегда лучше делать стендап на фоне чего-то яркого и запоминающегося.
Что важно помнить!
— Запишите по крайней мере два удачных дубля, чтобы было из чего выбрать.
— Если вы пытаетесь сделать что-то необычное, всегда записывайте на всякий случай и «обычный» стендап.
— Объясните или упомяните о том, где вы находитесь, если это не очевидно.
— Разговаривайте с аудиторией, а не «говорите» ей.
— Будьте осторожны с материалом, снятым в разное время суток.
Отмечайте самое главное для себя, учитывайте нюансы, набирайтесь опыта и не забывайте, что все зависит только от вас.
Ждите продолжение ;) В следующий раз я расскажу о своем личном опыте!