Найти тему
А ★ КЛУБ

КАМАЗ. Факты об одной из главных строек Союза

«Пройдут годы, но все советские люди будут с гордостью вспоминать о трудовом подвиге на Каме»
Л.И. Брежнев

В конце прошлого года страна отметила 50-летие с начала строительства Камского автомобильного завода в Набережных Челнах. 13 декабря 1969 года в маленьком городке в Татарии был вынут первый ковш грунта из земли. Так начиналась одна из грандиознейших строек времен СССР.

Начало работ по строительству комплекса заводов в Набережных Челнах. Фото из фондов Музея истории КАМАЗа
Начало работ по строительству комплекса заводов в Набережных Челнах. Фото из фондов Музея истории КАМАЗа

Фото из фондов Музея истории КАМАЗа
Фото из фондов Музея истории КАМАЗа

В одной из наших ближайших статей мы расскажем вам почему местом строительства крупнейшего в мире завода по производству грузовых автомобилей был выбран город Набережные Челны и какие другие географические варианты рассматривались советским руководством.

Ну а сейчас несколько фактов о строительстве завода, всколыхнувшего всю огромную страну и изменившего судьбы десятков тысяч людей, приехавших на грандиозную стройку со всех уголков Союза и оставшихся здесь жить.

1972 год.  Фото Салиха Фаткуллина
1972 год. Фото Салиха Фаткуллина

К проектным работам по автозавду было привлечено:

  • 8 различных министерств и ведомств страны;
  • 106 институтов и других проектных организаций.
1973 год.  Фото Салиха Фаткуллина
1973 год. Фото Салиха Фаткуллина
  • строительство комплекса заводов вело 18 крупных генподрядных управлений.
Строительство Прессово-рамного завода. 1974 год.  Фото Салиха Фаткуллина
Строительство Прессово-рамного завода. 1974 год. Фото Салиха Фаткуллина

В поставках обородувания для нового завода приняли участи более 700 зарубежных фирм из 19 стран Европы, а также США, Канады, Японии. Кроме этого оборудование на КАМАЗ поставляли 2000 отечественных заводов из 500 городов Советского Союза.

Первый станок на Ремонтно-инструментальном заводе (РИЗ).  9 января 1973 года. Фото Салиха Фаткуллина.
Первый станок на Ремонтно-инструментальном заводе (РИЗ). 9 января 1973 года. Фото Салиха Фаткуллина.

Общая площадь строительства завода составила 56 квадратных километров. 44 км² были отведены под строительство города.

Строительство Нового города. 1972 год. Фото Салиха Фаткуллина
Строительство Нового города. 1972 год. Фото Салиха Фаткуллина

К 1974 году число жителей города выросло с 37 до 200 тысяч человек. А к 1989 году город достиг полумиллионной отметки.

Спустя 6 лет после начала строительства - 16 февраля 1976 года с конвейера КАМАЗа сошёл первый серийный грузовик.

Первый КАМАЗ сходит с конвейера.
Первый КАМАЗ сходит с конвейера.

За эти годы:

  • было освоено 3,6 миллиарда рублей на промышленном и жилищном строительстве в Набережных Челнах;
  • введено в строй 2 100 000 м² производственных площадей;
  • установлено 16 000 единиц оборудования;
  • более 200 автоматических линий;
  • 180 километров конвейеров.
Грузовики КАМАЗ-5320 на Красной площади в Москве. 24 февраля 1976 года. Фото из фондов Музея истории КАМАЗа
Грузовики КАМАЗ-5320 на Красной площади в Москве. 24 февраля 1976 года. Фото из фондов Музея истории КАМАЗа

Читайте также:
Не утонуть в грязи. В каких условиях в 1970-х строили автозавод КАМАЗ
Первый серийный КАМАЗ. Как это было
КАМАЗ. Как выглядел главный конвейер в 1970-х - 80-х годах
Сколько грузовиков производил КАМАЗ в свои лучшие годы

Всем спасибо и до новых встреч на канале!

Если понравилась статья ставьте лайки, подписывайтесь на канал, делитесь в соц. сетях. Оставляйте комментарии. Продолжение следует…