Генри Фой в данный момент проживает в Москве и пишет для газеты Financial Times. Его мнение о QR кодах и московской политике приведено в этом материале.
Если за вашим окном полицейский в мегафон дает указания, вряд ли это хорошие новости. Еще хуже, когда это повторяется каждые полчаса. «Дорогие граждане, не покидайте дома… защитите своё здоровье!»
Изначально закрытие Москвы назвали каникулами на один месяц. Но с тех пор улицы начала патрулировать полиция, поставили контрольно-пропускные пункты на дорогах в столицу и, с этой недели, ввели цифровую систему пропусков.
Личный QR код позволит гражданам перемещаться по городу. Без такого кода нельзя даже кататься на велосипеде. Штраф за нарушение – 4000-5000 рублей для обычных жителей Москвы, и до 50’000 рублей для должностных лиц.
Настрой президента тоже поменялся. Несколько недель назад он объявил, что эпидемия «под контролем». Теперь Владимир Путин признает, что «ситуация изменяется в худшую сторону». Русские начинают понимать, что Ковид19 – это не только проблема европейских стран с их открытыми границами.
Об этом говорят и цифры: во вторник в России было зарегистрировано 2’700 новых случаев инфекции, рекордное значение третий день подряд. Общее число случаев – более 21’000. Количество новых случаев удваивается каждые четыре дня.
Две недели назад москвичи столкнулись с трехкратным увеличением цен на лимоны. В тех магазинах, где лимоны еще продавались. Им также пришлось стоять в очередь в KFC на обочине дороги, вместо стандартной кассы. Теперь, когда ситуация ухудшилась, приходится спрашивать разрешение у мэра для поездки в супермаркет. Крошечные детские площадки в частных жилых комплексах обмотаны лентами, этакий фильм про младенцев – криминальных авторитетов. Мистер Путин хочет послать армию, чтобы справиться с эпидемией, словно вирусная инфекция может быть аннексирована.
И тем не менее, сам президент все еще ходит на встречи лично. Он даже настаивает на том, чтобы пожимать руку. Но заметно, что делает это гораздо реже после того, как проехался в маленьком лифте с директором главной московской коронавирусной больницы, за неделю до того, как доктор признал, что он инфицирован. Мистер Путин, как постоянно сообщает нам его представитель, не показывает никаких симптомов и регулярно проходит тестирование.
К счастью, в новых Московских правилах есть лазейки. Например, прогулки с собаками. Но все парки закрыты, и гулять можно только по асфальту. Собаки находят небольшие островки земли на московских улицах. Такие трехразовые прогулки – спасение не только для собак, но и для их хозяев.
Вскоре после того, как объявили о новых правилах, сосед написал емаил и поинтересовался, сможет ли он выгуливать мою собаку время от времени. Через несколько дней, мы с собакой вышли на вечернюю прогулку. К нам подошла девушка и спросила, можем ли мы прикинуться, что это и ее собака тоже. Впереди стояли двое полицейских, мимо которых ей нужно было пройти. Если об этом задумываться, до пандемии мы платили за то, чтобы специальные люди выгуливали наших собак.
Конечно, те москвичи, у кого есть возможность, могут сбежать на дачу. Это всегда отличный выход из любого кризиса. Но похоже, не в этот раз.
Две недели назад мы сели в машину и проехали час на запад Москвы, где люди жарили шашлыки на побережье. Людей было больше, чем в час-пик московского метро. Ничего удивительного, что сейчас московская область занимает второе место по количеству случаев заражения и смертей.
Но город и его окрестности могут вскоре перестать быть самой большой проблемой России. Уже есть тревожные признаки распространения вируса на запад, в отдаленные арктические территории, и на восток – в провинциальные сибирские города, где больниц гораздо меньше, и оборудованы они гораздо хуже, чем московские.
В первые недели начала эпидемии Россия закрыла огромную границу с Китаем. Пекин был возмущен таким решением. Чтобы понять, насколько все изменилось, на этой неделе Китай отплатил Москве тем же. Границы с Россией были закрыты после того, как Китай обнаружил, что половина всех новых заболевших в стране вернулись из России.
В прошлую пятницу Сергей Собянин заявил: «Я вам точно говорю, никакого пика еще не наступило, мы находимся скорее у подножия этого пика, даже не в середине». Конечно, он точно знает, где мы все находимся. Вот для чего ввели QR коды.