Всем привет!
Сегодня хочу продолжить тему коронавируса и его влияния на бизнес.
Речь снова пойдет о моем знакомом, о котором я говорил в прошлый раз.
Напомню, что у него есть несколько небольших бизнесов.
1. Производство стройматеиалов
2. Продукты питания
3. Бухгалтерская компания.
Речь пойдет о стройматериалах.
Когда я учился в школе, наша страна еще называлась СССР и на уроках по истории можно было услышать странные слова про кризис перепроизводства в загнивающих капиталистических странах. Тогда еще не было компьютеров и, тем более, интернета. Да и с книгами по экономике было не то, чтобы очень хорошо. Поэтому единственными источниками знаний для нас были наши учителя и учебники.
К их чести, они в целом достаточно четко передавали смысл некоторых категорий, которых у нас в то время на практике еще не было.
Даже и сейчас википедия определяет кризис перепроизводства как резкое падение цен, наступившее вследствие наступившего перепроизводства товаров и услуг. При этом указывается, что этот кризис характерен для капиталистической экономики и порожден явлением расширенного воспроизводства.
Иными словами, производители и продавцы имеют столько товара, сколько не способны продать в ближайшей перспективе. И тут возникает проблема куда его девать и как продолжать работать дальше, если никто не покупает то, что производится.
Ситуация удивительная по своей простоте, но к моему удивлению, многие предприниматели просто не понимают, что делать с этим. Столкнулся с этим вопросом, как раз на прошлой неделе.
В связи с нерабочими днями, решил провести масштабный ремонт в своем офисе. В другое время не мог заняться этим, поскольку не хотел создавать неудобств соседям. В связи с этим начал изучать компании, продающие интересующие меня товары для ремонта. Поговорил с их продавцами и увидел следующую картину.
По факту, склады у всех забиты материалами, которые планировалось продать этой весной. Весна, как известно, это начало периода массовых ремонтов и строек. Соответственно, почти все продавцы старались к этому времени запастись товаром.
Но в связи с коронавирусом, количество строек и ремонтов резко упало. Кроме того, возникли проблемы с платежеспособностью и доставкой материалов (то о чем я говорил ранее в предыдущей публикации). В итоге продавцы сидят с забитыми складами, товаром, который они не могут продать и за хранение которого нужно платить. Добавим к этому различные текущие расходы и видим проблему во всем его масштабе.
Иными словами, возникшая ситуация очень похожа на кризис перепроизводства: товара много, но его никто не покупает.
Послушав все это, я позвонил знакомому узнать как поживает его заводик стройматериалов. Его рассказ был вполне оптимистичным.
- По началу объемы продаж упали, но теперь все приходит в норму за счет уменьшения конкуренции.
- А как же отсутствие денег у людей?
- Не сказал бы что в этом вопросе что-то серьезно поменялось. Тут скорее психология. Люди боятся тратиться на строительство, поскольку не знают, что будет с их работой, бизнесом и т.п.
- Покупают так же как и раньше?
- Чтобы простимулировать спрос, я даю людям рассрочки по оплате на несколько месяцев. Не всем конечно, но многим и под определенные условия.
- Проценты?
- Нет. Мне юристы договоры на эту тему составили на тот случай, если клиент не сможет оплатить, я смогу с него эти деньги взыскать. Риски конечно есть, но они не намного выше обычных.
То есть человек, предвидя падение платежеспособного спроса, подстигнул товарооборот за счет предоставления рассрочек.
После этого разговора, я вновь позвонил интересующим меня продавцам и спросил есть ли у них рассрочка на товар. Выяснилось, что ничего подобного у них нет. Более того, со следующей недели цены должны вырасти «в связи со строительным сезоном».
Тут у меня случился когнитивный диссонанс. Я никак не мог понять логику людей, ожидавших начала строительного сезона, и при этом говорящих о падении спроса.
Их склад заполнен товаром, который они не могут продать, но при этом они еще и повышают на него цену.
На сколько я помнил из истории, кризис перепроизводства должен сопровождаться уменьшением цен на товары. Это логично: отсутствие спроса приводит к падению цен. Основы экономики – это соотношение цены и спроса.
Видимо в результате банкротства подобных предпринимателей, со временем у нас и останутся только те, кто понимает законы рынка.
Предыдущая публикация была посвящена бизнесу в кризис.
____________
Спасибо, что уделили время этой публикации.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте "плюсики".
Большая просьба писать в комментариях темы, которые Вы хотели бы обсудить.