Найти в Дзене

"Сказ про доброго молодца Джона Уика да про Бабу-Ягу поганую", или фольклорные корни криминального боевика

"Джон Уик" (2014, реж. Чад Стахелски и Дэвид Литч)
"Джон Уик" (2014, реж. Чад Стахелски и Дэвид Литч)

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как умело Голливуд эксплуатирует многовековые наработки устного народного творчества со всего света, используя языческие верования самых разных национальностей, и притом нисколько этого не стыдясь. Иногда получается глупо, иногда довольно успешно, а иногда – просто оригинально, в чем я недавно убедилась, посмотрев-таки широко разрекламированную трилогию об интеллигентном киллере Джоне Уике. Итак, это будет честный обзор – с точки зрения обычного библиотекаря 😉📙

Конечно, вы можете справедливо возмутиться, мол, «эй, у нас же тут литературный блог! какое отношение ко всему этому имеет махрово-криминальный, да еще и американский боевик? Помидоры в студию!» и т.п. Однако, на самом деле, корни (если так можно выразиться) у данного фильма весьма занятные, и не попытаться их распутать было бы для меня как филолога – сущим преступлением. Хотя, признаюсь, поначалу я тоже не могла понять всеобщего восторга от полуторачасовой кинематографической «стрелялки». Но обо всем по порядку.

В предыдущей статье я говорила о том, что при создании практически любого литературного, музыкального или кинематографического произведения, всему головой, в любом случае, будет метажанр – особая наджанровая постройка, несущая в себе некие общие культурные особенности, присущие всем продуктам отдельно взятого жанра. Этот, своего рода, культурный архетип будет так или иначе, но обязательно проявляться в произведении – даже если сам автор подобного не задумывал или не хотел. Таковы последствия самых древних, изначальных законов литературы как рода, и противостоять им практически невозможно (разве что только в модерне, но и там все далеко не так однозначно).

Александр Николаевич Афанасьев (1826 - 1871) - известнейший русский фольклорист, историк и литературовед. Один из его самых популярных научных трудов - "Сказка и миф" (1864 г.)
Александр Николаевич Афанасьев (1826 - 1871) - известнейший русский фольклорист, историк и литературовед. Один из его самых популярных научных трудов - "Сказка и миф" (1864 г.)

В фильме Чада Стахелски и Дэвида Литча, вышедшем в далёком 2014-м году, а затем превратившемся в успешную кинофраншизу из трех глав (последняя из которых попала на экраны в 2019-м) культурный код, казалось бы, лежит на поверхности и, изящно обрисовываясь парой штрихов, плавно проскальзывает мимо зрителя, удаляясь на второй план. Главная же «метафишка» этой истории состоит в том, что вымышленный мир главного героя постепенно – от фильма к фильму, приобретает все более узнаваемые мультикультурные черты, к третьей части окончательно оформляясь в литературный архетип, напрямую связанный с русскими народными сказками и, частично, белорусским фольклором.

Говоря о сюжете, стоит сразу же заметить, что, несмотря на реалистичное, и местами даже драматическое начало истории, сценарное и кинематографическое полотно фильма по ходу своего развития набирает всё более и более сказочные обороты. Поэтому, несмотря на прекрасную актерскую игру Киану Ривза и его идеально выполненные, с технической точки зрения, трюки – зрителю всё же следует понимать, что перед нами история, в первую очередь, фантастическая, даже где-то гротескная. Принимать подобное за «чистую монету» никак нельзя, хоть соблазн на то и велик (особенно у сильной половины человечества). Да, друзья, настолько хорошо детализирован и правдоподобен мир «Джона Уика», что порой во время просмотра ловишь себя на мысли, что тоже хотел бы так отчаянно пострелять в плохих парней.

Конь посреди мегаполиса? Да легко! (Кадр из фильма "Джон Уик. Глава 3", 2019 г.)
Конь посреди мегаполиса? Да легко! (Кадр из фильма "Джон Уик. Глава 3", 2019 г.)

Подражая стилю русской сказки, пересказать примерную суть франшизы можно было бы следующим образом: жил да был на свете добрый молодец по имени Джон Уик. Жил он себе - не тужил, спокойно проводя досуг с любимой женой и машиной (кстати, раритетным «Мустангом» 1969 года выпуска). Но вот однажды пришла в дом Джона беда: супруга безвременно умирает от неизлечимой болезни, и герою приходится остаться практически в полном одиночестве на этом суровом свете. Чтобы мужу было не так одиноко, жена делает ему посмертный подарок – маленького щенка по кличке Дейзи, забота о котором должна была бы помочь мужчине справиться с горем. Только-только Джон начинает как-то адаптироваться к новой для себя реальности, как судьба наносит ему новый удар: героя избивают и угоняют его машину, попутно убивая ни в чем не повинную собаку.

И вот тут для героя наступает поистине переломный момент, а для зрителя – раскрытие первой метажанровой карты: наглая гоп-компания, под предводительством глупого, но самоуверенного сына главы русского мафиозного клана - и в самом страшном сне предположить не могла, что обидев и унизив Джона – раскроет тем самым настоящий «кощеев сундук». Мистер Уик, внешне ничем не примечательный и спокойный человек, на деле оказывается супер-киллером с ооочень богатым послужным списком; это не считая того, что последним его начальником как раз был Вигго Тарасов – отец молодого преступника, убившего любимую собаку главного героя. Сам Джон Уик «успешно» (то есть оставшись в живых) смог уйти на пенсию по причине женитьбы, и Вигго – его бывший работодатель, уважил за былые заслуги столь сильное желание героя встать на путь законопослушного гражданина.

И вот теперь, когда у Джона не осталось больше никого из близких, весь смысл его жизни сведён до одного-единственного, справедливого желания отомстить. Так начинается одна из самых знаменитых криминальных войн последних лет, где киллер с белорусскими корнями, по прозвищу «Баба-Яга», постепенно открывает перед зрителем тайный мир нью-йоркского преступного сообщества, которое живет по своим законам чести, и не чурается огнестрельного оружия в вопросах установления «истинной», на их взгляд, справедливости.

Безупречный стиль видеоряда и музыки - одна из главных "приманок" фильма для обычного зрителя
Безупречный стиль видеоряда и музыки - одна из главных "приманок" фильма для обычного зрителя

Вот здесь и начинает вскрываться следующая карта: почему именно Баба-Яга? Сначала объяснение кажется вполне простым – потому что Баба-Яга есть существо, что неумолимо приходит за своей жертвой, ее ничто не может остановить, кроме еще более мощных темных сил, или представителей абсолютного добра – таких, как Иван-Царевич, Иван-Дурак или же русских богатырей. Но так как абсолютного добра в мире Джона Уика нет и не предвидится в ближайшем будущем – он сам будет выступать той единственной мерой справедливости, пускай и на свой лад. В этом, впрочем, ему можно вполне сопереживать с чисто человеческой точки зрения.

Дело в том, что Яга ведь далеко не столь простой персонаж – она амбивалентна, то есть несет в себе оба полюса восприятия: да, она чистое зло с одной стороны, но с другой - и мера справедливости для нерадивых детей и людей; она представитель мира мертвых, но прекрасно понимает живых, потому что – по одной из версий – и сама когда-то была живой. Многие исследователи-фольклористы, такие как Владимир Яковлевич Пропп и Александр Николаевич Афанасьев полагали, что первичный образ Бабы-Яги восходит к некоему древнему тотемному животному, защитнику рода и, в то же время, повелителю леса, способному обеспечить успешную охоту всем представителям своего клана. То есть, по сути, тотемный образ Яги – это прообраз Великого Охотника. Западная школа, напротив, считала этимологию Бабы-Яги восходящей к санскриту, и тогда само слово-определение «йагья» имело перевод – «жертвоприношение», а парное ему слово «баба», с ударением на последний слог, и вовсе переводилось как «отшельник».

Можем ли мы сегодня приписать оба этих качества герою Киану Ривза? Охотник – конечно, ведь он преследует своего обидчика ради справедливой вендетты – жизнь в уплату за жизнь. Отшельник – безусловно, потому что потерял все самое дорогое его сердцу, а впоследствии, и собственную свободу от тех, кто еще совсем недавно трепетал от одного лишь звука его имени. Не случайно особого внимания заслуживают две сцены из третьей главы франшизы: первая – в публичной нью-йоркской библиотеке, когда герой использует в качестве подручного оружия книгу сказок того самого Афанасьева (в ней была спрятана важная для Уика вещь, или артефакт). С точки зрения фольклорного хронотопа, перед нами элемент сказки, в которой герой обретает часть потерянной силы через соприкосновение с особой, волшебной вещью, напрямую относящейся к его роду.

-8

Вторая сцена связана со встречей Джона Уика и некоего полумифического Короля всех Ассасинов, у которого Уик выкупает свою жизнь и свободу в обмен на вечное служение Королю, после чего ритуально жертвует часть своего пальца. Семантически, данный эпизод можно было бы косвенно отнести к истории взаимоотношений Яги и Кощея, где первая у второго находится в загадочном «вечном и неуплатном долгу». Однако подобная теория, конечно же, базируется только лишь на сугубо личном профессиональном мнении автора канала и требует более глубокого литературного анализа.

Что же касается самого хронотопа в «Джоне Уике» - то здесь все выстраивается достаточно логично: эдакое «тридевятое царство», находящееся словно в параллельной реальности, совсем рядом с обычными жителями больших городов, совершенно не догадывающихся о том, какие сказочные страсти кипят в каждом сантиметре окружающих их улиц. Разветвленная сеть отеля «Континенталь», являющегося своеобразным «порталом» в мир элитных наемных убийц, доступна лишь избранным – здесь оружие самого высокого «хай-класса», пуленепробиваемые пиджаки «от Армани» и своя собственная валюта – золотые дублоны с клеймами преступных кланов.

Но и свои жестокие законы: так, «работа» возможна где угодно, кроме территории самого отеля, так как это заповедная, «чистая» земля – чуть ли не единственное место, где киллеры могут хоть немного побыть обычными людьми (с этим связано большинство юмористических сцен в фильме, раскрывающих главных героев с необычного для их профессии ракурса). Директор подобного отеля становится не только местным судьей, но и, в некотором роде, князем-ставленником от высших преступных сил, и оттого ему доступны многие решения, способные вызвать недовольство со стороны простых наёмников. Что сказать – такая вот мифология.

В заключение добавим пару слов о белорусском фольклоре. В белорусских народных сказках достаточно популярен мотив «убегающего молодца» - молодого мужчины, часто обладающего незаурядными физическими способностями, но вынужденного по причинам зависти или колдовской войны неустанно бежать или прятаться в самых невообразимых местах.

Показательна в этом ряду сказка «Синяя свита наизнанку сшита»: в ней речь идет о короле-колдуне, объявившем в своем государстве что-то вроде конкурса «пряток», с одним условием: кто не спрятался – тому смерть, кто сможет укрыться от его глаз – тому полцарства. Загвоздка в том, что у короля есть магический гримуар, с помощью которого он может увидеть абсолютно всё и всех в своем королевстве, поэтому выиграть в этой игре просто нереально.

Однако находится молодец по имени Синяя свита, и начинает с королем-колдуном игру, в ходе которой все время бежит и попутно выполняет разнообразные волшебные задания короля. В какой-то степени, если учитывать белорусские корни персонажа фильмов Чада Стахелски, можно говорить о «прорыве» внутри сюжета и этого литературного пара-конструкта. Но он все же гораздо слабее, чем явно имеющий место быть конструкт самых древних русских сказок.

Таков более глубокий, культурный слой историй о Джоне Уике – если вы согласны, или, наоборот, не согласны с точкой зрения автора – делитесь своим мнением в комментариях.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам интересны подобные статьи, подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк 😊 До новых встреч, ваша Knigova 💜📕