На волне моего увлечения Барби, всё больше погружаюсь в тему. И заметила вот какую тенденцию.
Когда появляется новый бренд фешн-кукол, он с вероятностью в 90% начинает свою пиар-компанию с противопоставления Барби. Суть нападок на неё обычно сводится вот к чему.
Барби помешана на красивых платьях, косметике и отношениях с парнями, а вот мы-то сделаем кукол, у которых иные ценности в жизни. Для них важнее будет самореализация.
Такой, увы, образ сложился в массовой культуре. Голубоглазая глупышка в розовом платье, спешащая на свидание с Кеном. К реальной кукле с её историей он имеет такое же отношение, как и демонизация кукол Монстер Хай. То есть почти никакого.
Были, конечно, выпуски Барби в красивых платьях, не несущие никакой особой смысловой нагрузки. Но, честно признаем, что они есть вообще во всех линейках фешн-кукол, потому что это востребовано. Таких кукол выпускают в том числе те, кто противопоставляет себя главной кукле компании Mattel, потому что они популярны у покупателей.
Вот только, помимо Барби в принцессовых платьях, было и есть очень-очень много линеек, посвящённых важным для любого человека вещам.
Например, самоопределению в жизни. Выпусков с хобби и профессиями, не счесть. При чём Барби даже в 90-х становилась не только ветеринаром, педиатром и учительницей - то есть представительницей тех профессий, которые традиционно воспринимались женскими.
Она была в том числе жокеем, тореадором, пожарным - во многих из этих профессий и сейчас, в пору ожесточённой борьбы за равноправие, девушку сложно представить, не то, что в 90-е.
Важное место в истории Барби занимают и семейные ценности. Есть выпуски, где героиня проводит время с младшими сёстрами. Мне кажется, что они очень милые.
Что до отношений Барби с парнями, то мне не очень понятно, с каких пор любовь и романтика стали отождествляться с чем-то плохим. Интересная жизнь, наполненная хобби, спортом и общественной деятельностью, никак не исключает того, что тебе может понравиться соседский мальчик. И совсем не обязательно, что ты в итоге выйдешь за него замуж. Таковы реалии современной жизни.
Понятно, что обычные люди всё это не обязаны знать. Но этого нельзя сказать о производителях кукол. Они изучают существующие бренды хотя бы как потенциальных конкурентов и просто кривят душой. Поддерживают существующий шаблонный образ и пытаются выдать свой концепт за новый, хотя ему уже 100 лет в обед, и всё у той же Барби есть всё то же самое.