Отельная анимация – сфера услуг, которая набирает обороты на курортах во всех уголках мира. Но так ли она важна на самом деле? Где учат на аниматоров и как ими становятся?
«Доброе утро, дорогие гости отеля Азимут! Приятного аппетита! Ждём вас на нашей зарядке в 10:00 на пляже».
У входа в ресторан стоят молодые ребята, встречающие гостей улыбками. Все они одеты одинаково: кепки, футболки с эмблемой отеля, спортивные шорты и кроссовки. В отличие от отдыхающих, они здесь не в отпуске. Их рабочий день только начинается и закончится в 22:00. Всё это время эти ребята будут создавать настроение в отеле. Это команда анимации.
После завтрака мы проходим на пляж и видим, как ребята начинают день с отельного танца. Отельный танец – танец под зажигательную, популярную песню, состоящий из простых движений, является своеобразной фишкой отеля.
Далее каждый аниматор уходит на свой актив: кто-то идёт на пляжный волейбол, кто-то на йогу, кто-то на зумбу, кто-то на стрельбу и т.д. После всех активов, проходим к бассейну, где должны начаться водные игры. Их вся команда проводит вместе. Гости должны на скорость достать ложку со дна бассейна, проплыть стоя на сёрфе, закинуть мяч в корзину и так далее. Призом за такие игры является бесплатная бутылка алкоголя или сертификат на поездку на банане.
Во время обеда мы снова встречаем команду анимации в ресторане. Ребята обедуют за одним столом. После обеда их не видно пару часов на территории отеля. Спустя два часа мы снова встречаем всех ребят, они вновь проводят все активы.
Перед ужином вся команда встречает гостей у входа в ресторан и приглашает на вечернее шоу.
Сегодня вечером в отеле приглашённое шоу, поэтому аниматорам остаётся лишь приглашать гостей и аплодировать. В другие дни, когда в отель не приезжают профессиональные артисты, вечернее шоу ребята ставят сами. И последняя их миссия за день – дискотека. Они веселятся вместе с гостями первое время дискотеки, чтобы поднять настроение и завести толпу. Ну а когда гостям становится весело и без них – команда анимации отправляется отдыхать, ведь впереди их ждёт новый рабочий день.
Небольшая инфо-справка
Сфера туризма развивается с каждым годом всё больше и больше. Новые отели, повышение уровня сервиса, организация досуга отдыхающих. Каждый отель хочет привлечь как можно больше гостей и предоставить самые лучшие условия для проживания.
Сергей Кривоносов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, обозначил, что в этом году впервые за десять лет прогнозируемый туристичесий поток в России составит почти 90 млн. человек. В связи с увеличением туристического потока, увеличивается и качество гостиничного сервиса. Согласно сайту «Студвуд», гостиничный сервис – это обслуживание клиентов, находящихся вдали от дома, и предоставление им услуг размещения, питания и разнообразных дополнительных услуг, наиболее полно удовлетворяющих потребности клиентов в отдыхе, развлечении, оздоровлении и т.д. Одной из важных составляющих гостиничного сервиса является отельная анимация.
Если раньше об отельной анимации почти не знали, то сейчас об этой сфере знают все, кто с наступлением лета летит отдыхать в тёплые края.
В России первооткрывателями в плане отельной анимации была компания «Адвентико», которая начала свою деятельность в 2011 году. На данный момент в России работают более 8 агентств, которые занимаются трудоустройством молодых ребят в отели Черноморского побережья Краснодарского края и полуострова Крым.
На аниматоров не учат в университетах, школах или на курсах. Всё, что нужно, чтобы стать отельным аниматором – желание.
Что это?
Ещё несколько лет назад при слове «анимация» у людей возникала ассоциация с мультфильмами и их созданием. Но в наши дни дело обстоит иначе. Отельные аниматоры – главные звёзды для гостей на отдыхе. Слово «анимация» имеет латинское происхождение и в переводе означает воодушевление, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Это слово перешло в туристскую среду и приобрело новый смысл. Сегодня работник анимационной команды – аниматор – это человек, который организует досуг гостей, планирует и осуществляет развлекательные мероприятия, спортивные игры, работает с детьми.
То есть, простыми словами – компания ребят из 3-7 человек весь день веселится вместе с гостями, играет с ними в игры и танцует на дискотеке. И да, им за это платят.
Зачем это нужно?
Гостиничная анимация — одно из эффективных форм привлечения туристов в отель, влияющее и на позитивную оценку работы отеля в целом. Она включает дополнительные услуги клиенту, направленные на пробуждение в нем положительных эмоций, осознание чувства удовлетворения от отдыха и желания приехать в этот отель еще раз. Гостиничная анимация — предполагает только организацию досуга в местах размещения туристов: туристические комплексы, отели, гостиницы, турбазы и др. При наличии анимационных программ определённое место отдыха становится все более привлекательным, что приводит к увеличению количества постоянных клиентов и спроса на туристском рынке.
Наличие анимационной службы говорит о статусе отеля. Ведь для нормальной и плодотворной работы анимационной команды необходимо иметь на его территории вместительный и комфортабельный амфитеатр, детскую площадку со всеми ее атрибутами, бассейн и другие спортивные сооружения. Также требуется постоянное обновление материальной базы – костюмов, декораций, спортивного и игрового инвентаря. Такие затраты по карману не каждому отелю, поэтому анимационная служба присутствует в основном только в структуре отелей 4 – и 5 – звездочных.
К слову, Турция и Египет – самые распространённые направления для отельной анимации. В этих странах приглашать команду аниматоров стали не только 4 – и 5 – звёздочные отели.
Так какую же выгоду будет иметь отель, если заключит контракт с агентством, предоставляющим услуги отельной анимации?
— Организованный досуг гостей на протяжении всего дня;
— Повышение статуса отеля и, возможно, добавление одной звезды, так как наличие анимации учитывается при установлении звёзд отелю;
— Экономия бюджета;
— Своеобразная фишка отеля;
— Повторный визит гостей, которые остались довольны анимацией;
— Приток новых гостей, для которых хорошо сработало сарафанное радио, и они услышали о хорошем уровне анимации в отеле;
А что на счёт аниматоров? Здесь плюсов тоже достаточно.
— Работа на берегу моря;
— Бесплатное проживание и питание;
— Экономия денег, так как нет текущих расходов;
— Большое количество новых знакомств и связей;
— Возможность попробовать себя в разных сферах;
— Развитие коммуникативных навыков;
— Комфортные условия проживания;
К слову, об условиях проживания. Мы связались с шефом анимационной команды отеля Азимут, чтобы узнать о его впечатлениях о предоставляемом жилье.
«Проживание в домике для аниматоров по два человека в комнате. Из мебели – ничего лишнего: две кровати, тумбочки, стол, шкаф. Туалет, душ. Кондиционер. Есть утюг, гладильная доска, стиральная машина – общие, в коридоре. В каждом отеле по разному, но если вдруг аниматору не нравятся условия проживания, руководство агентства всегда встают на сторону анимации и выбивают иногда буквально кровью и потом для аниматоров нормальное жилье. Здесь хочется заметить, что многие аниматоры тут же звонят родителям и жалуются, что живут в старых домиках без кондиционера. На моем пути таких было за 5 лет работы очень много. И все претензии начинают лить на агентство, но зачастую люди, попадающие в анимацию, приезжают из других городов, где они жили до. А сюда они приехали работать, а не отдыхать и для того чтобы работать, этих условий достаточно! В последнем случае отель предоставил старые деревянные домики, скажем так с некой живностью (паучки и т. д.). Я, как шеф, сообщил директору агентства о том, что у нас в доме имеются насекомые, которые мешают жить, а следственно вести хорошую анимацию. В течение недели там провели обработку. В таких случаях очень многое зависит о шефа анимации. Если он и слова сказать не сможет и отстоять свою позицию, то и команда будет такая же»
Откуда появилась эта сфера услуг?
Здесь мы проводим аналогию с королевскими шутами. Удивительно, но они выполняли почти ту же функцию, что и аниматоры – развлекательную. Шуты появились еще в древности. Первое упоминание шута (planus regium) встречается у Плиния Старшего в его рассказе о визите Апеллеса во дворец короля Птолемея I. Шут — человек во дворце монарха или в доме богатого аристократа, в обязанности которого входит смешить хозяина и гостей. Теперь обратимся к понятию «аниматор». Аниматор – человек, занимающийся организацией культурного досуга для гостей отеля, тот, кто не даёт им заскучать. Аниматор проводит развлекательную программу и создаёт хорошее настроение для отдыхающих. Можно сделать вывод, что анимация – не сфера, появившаяся из ниоткуда. У неё были предпосылки в виде королевских шутов, также призванных заниматься развлечением королей и его гостей.
Как всё это выглядит?
В настоящее время во всем мире стала активно использоваться отельная анимация. Это явление в туризме рождено конкуренцией между равными по великолепию интерьеров и сервису курортами. Была найдена формула «анимация обслуживания». Одно из направлений анимации в туристской индустрии – анимация отдыха туристов в гостиницах и центрах отдыха, где аниматоры работают с туристами постоянно, и основная задача этих работников - не дать людям соскучиться. Чаще всего такие работники встречаются в клубах типа all inclusive. Днём туристы могут их видеть на зарядке, йоге или обучающими новичков на корте, на спортивных состязаниях или аквааэробике. Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в нём туристов. В качестве формы аниматоры имеют комплект из ярких фирменных футболок и шорт. На футболке – карточка с именем аниматора и лого отеля или компании, от которой работает аниматор. Подготовка и разработка анимационных программ – особая деятельность туристской отрасли. Они включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, караоке, игры, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.д.
Но есть отели, которые предпочитают не доверять досуг гостей в руки аниматоров, считая, что анимация – это просто хорошо продуманный бизнес. Так ли это на самом деле? Да, гости отеля сами могут поиграть в волейбол, теннис, баскетбол и другие спортивные игры. Но без аниматора, который организует место, музыку для зарядки и будет показывать движения, гости не смогут сами её провести. Дети отдыхающих не смогут порисовать или лепить из пластилина, так как весь инвентарь для творческих мастерских – собственность анимационной комнады. Аниматоры в соответствии с расписанием приносят необходимый инвентарь и обучают детей лепке, рисованию, оригами и т.д. Также без анимационной команды не будет вечерних шоу программ, которые ребята репетируют в свой обеденный перерыв.
А как стать аниматором?
– Найти агентство, которое занимается трудоустройством аниматоров в той стране, в которую вы планируете поехать;
– Проверить отзывы, отели, с которым сотрудничает агентство, изучить все условия и договор;
– Подготовить все необходимые документы;
– Купить билеты, договориться с менеджером о прибытии;
– Наслаждаться работой.
Если раньше работа на всё лето в другом городе или в другой стране вызывала смешанные эмоции, то сейчас многие строят свою карьеру именно в этой сфере. На данный момент многие молодые люди заинтересованы в том, чтобы построить карьеру за границей. Также в отели отправляют на практику студентов таких направлений как туризм, гостиничное дело, ресторанное дело. Из чего можно сделать вывод, что отельная анимация выходит на новый уровень.
Давайте посмотрим, какие условия контракта предлагает одно из агентств.
Условия контракта
1. Контракт предполагает, что человек будет работать аниматором, в отеле не ниже 3* (минимальный срок от 2-х месяцев, максимальная продолжительность контракта зависит только от Вашего желания, в Сочи можно работать аниматором 4-5 месяцев).
2. В договоре предусмотрена оплата труда за работу как правило от 8 000 до 12 000 рублей в месяц. Опытным и главным аниматорам отель платит повышенную зарплату. Размер оплаты труда зависит от опыта аниматора, занимаемый должности (аниматор или шеф - аниматор), знаний языков, а также продолжительности контракта.
3. Контракт, также предусматривает обеспечение отелем проживания в гостиничном номере или специальном домике для персонала (как правило, по 2-3 аниматора в комнате).
4. Аниматоры получают бесплатное питание (возможно шведский стол).
5. Между соискателем работы и рекрутинговой компанией заключается договор. В договоре прописываются права и обязанности сторон.
6. Кроме того, аниматор должен иметь актерские задатки и железные нервы. Не лишним будет хорошее чувство юмора, творческие и лидерские качества, неконфликтность, яркая внешность.
Светлана Гаврищук работает аниматором уже несколько лет. Она начинала с должности аниматора, а последние два года занимает пост шеф-аниматора. Она рассказала о том, как поехала в анимацию впервые, и с какими сложностями пришлось столкнуться.
Начало
Мне хотелось попробовать что-то новое, провести лето с пользой, а планов на тот момент никаких не было. Когда мы с семьёй отдыхали в Турции, я много общалась с анимационной командой. Спрашивала у них все условия работы, где они живут, как оформляли визу, график работы. Меня безумно привлекала весёлая команда в яркой форме. Это казалось чем-то волшебным – создавать настроение отдыхающим. И вот, познакомившись с аниматорами в Турции, я вернулась домой и начала искать способы устроиться отельным аниматором в России. Тогда и нашла своё агентство «Адвентико». Я всегда была человеком, которому просто жизненно необходимо пробовать что-то новое и при этом находиться в постоянном контакте с людьми. Анимация идеально подходит для этого.
Процесс трудоустройства
Между аниматором и агентством заключается договор. Всё это происходит в кратчайшие сроки. 2-3 дня. Документы, с которыми могут возникнуть сложности – справка о несудимости и медицинская книжка. Например, справку о несудимости выдают в течение месяца. Поэтому, свою работу нужно планировать заранее, чтобы успеть подготовить необходимые документы.
Условия работы
Компания предоставляет проживание на территории отеля и питание в ресторане вместе с гостями, чаще всего – шведский стол. То есть ты живёшь несколько месяцев на море, без затрат на жильё и питание. Что может быть лучше? А дорогу я оплачивала сама. Но это того стоит.
Собеседование
Работодатель должен понимать, какими навыками ты владеешь. В каком отеле сможешь работать. Так как есть стронг-анимация, в случае которой требования к команде строже, и софт-анимация, более упрощённый вариант. Все свои навыки и умения нужно указать в анкете, после чего созвониться/списаться с исполнительным директором компании. Так как я занималась танцами и вела мероприятия в школе, меня распределили в отель, где была более сильная анимация. Тогда уже я связалась с шеф-аниматором этого отеля и прошла собеседование с ним.
Обучение аниматоров
Обучение проводится уже на месте работы. Все ребята приезжают из разных городов, поэтому достаточно сложно организовать какие-либо тренинги. А вот когда вся команда собирается в отеле, шеф-аниматор проводит небольшой мастер-класс для того, чтобы ввести всех ребят в курс дела. Также первый день в отеле для нового аниматора не является полноценным рабочим днём. Он наблюдает, вливается в коллектив, задаёт вопросы, если что-то непонятно. А вообще, мы каждый день учились чему-то и старались сделать нашу программу более интересной. В конце каждого рабочего дня вся команда собирается в гостиной на планёрку, где каждый может поделиться своими идеями и предложениями.
Работа в коллективе
Конечно, достаточно сложно всегда быть с людьми 24/7. Жить со своей командой, работать с командой и отдыхать тоже с командой. У нас были недопонимания, но это никогда не перерастало в глобальные конфликты. В этом плане мне очень повезло с командой, мы были на одной волне, за время работы стали одной большой семьёй. Осенью мы даже договорились встретиться в Москве. Собралась, правда, не вся команда, но какая-то её часть. На данный момент мы все продолжаем общаться в социальных сетях.
Вечерние шоу-программы
Каждый вечер мы показывали развлекательные программы для гостей отеля в амфитеатре. Это были тематические, интерактивные, танцевальные, музыкальные шоу. Наверное, взрослые программы давались нам немного сложнее. Потому что у каждого взрослого человека своё представление о том, какой должна быть вечерняя программа, у каждого свои ожидания. Мы ставили мюзикл «Чикаго», после которого одни гости подходили к нам с восторженными отзывами, а кто-то считал, что такое нельзя показывать в отеле. Объясню, какое «такое». Всё действие мюзикла проходило в баре. Мы специально принесли на сцену барную стойку и барные стулья, поставили на бар напитки, развешали афиши. На нас были костюмы в стиле Чикаго – бахрома, корсеты, подтяжки у парней. Кому-то такое яркое представление показалось неприемлемым. Также многие взрослые категорически не желают самим принимать участие. То есть мы готовим определённую программу, в которой хотим задействовать гостей, а они просто не выходили на сцену. С детьми же всё намного проще, они всегда готовы поддержать аниматоров в любой их затее. Детские вечерние программы были моей фишкой, я вела их чаще, чем другие ребята. Я всегда знала, что хочу быть на сцене. Но я не певица и не танцор, а анимация показала мне, что все мои мечты могут воплотиться и без этого. На мини-диско всегда было очень весело. Мы сами с удовольствием танцевали и играли. Дети обладают невероятной энергетикой.
Кстати, если вы студент, то вам лучше начинать свою карьеру с отельной анимации в России. Такие страны, как Турция и Египет заинтересованы в том, чтобы заключить с аниматором долгосрочный контракт, от четырёх до шести месяцев. Если аниматор работает весь сезон, чаще всего, работодатель оплачивает билеты. В России же ни отель, ни агентство не оплачивают работнику перелёт, но зато можно попробовать свои силы и поехать на работу на два или три месяца.
Станислав уже больше 10 лет работает в сфере туризма, он является руководителем компании, занимающейся трудоустройством молодых ребят в отели черноморского побережья. Вот, что говорит Станислав по этому поводу: «Отельная анимация стала важной и неотъемлемой частью гостиничного бизнеса. Ребята работают с графиком 6/1 и всё время находятся на территории отеля. Даже когда они не проводят тот или иной актив, они общаются с гостями и становятся теми, кому можно доверять. Они становятся настоящими друзьями для гостей отеля. Ещё ребята аниматоры берут на себя вечерние шоу, то есть отели экономят на приглашение профессиональных шоу-программ. В этом году наши ребята порадовали нас громкими шоу-мюзиклами с декорациями и костюмами. Они каждый день репетировали, отказываясь от обеденного перерыва, подбирали костюмы, докупали необходимое, подготавливали инвентарь, который был им нужен, чтобы создать антураж. То есть если бы это делали не аниматоры, отелю пришлось бы приглашать различные коллективы, на которых была бы потрачена большая сумма денег. В этом плане выгоднее работать с аниматорами-универсалами. Которые могут не только порисовать с детьми и поиграть в футбол, но и выйти на сцену и провести вечернюю шоу-программу. Для нас, как для агентства, это самый важный фактор. Первым делом мы смотрим на творческие навыки потенциального аниматора. Затем уже идут коммуникабельность, жизнерадостность и стрессоустойчивость. Без этого человек долго не протянет в отельной анимации.
Надежда Тиханова в этом году впервые работала на черноморском побережье благодаря компании Станислава. Надежда также поделилась своим мнением: «Аниматоры – это же сердце отеля. Если бы не команда анимации, было бы пусто, скучно. Да и на отельную анимацию руководство отеля тратит не так много денег относительно других сфер, питания, ландшафта и т.д. Но при этом гости всегда чем-то заняты, дети довольны. Там, где аниматоры, всегда играет музыка, всегда весело, шумно. Если бы люди провели хоть один день с командой анимации, то увидели бы, что нам даже присесть некогда. Это не отдых и не лёгкие деньги, как думают многие».
Также Надежда отмечает, что условия контракта могут отличаться от прописанных в договоре.
«В договоре указано, что максимальная заработная плата составляет 12.000 рублей, но мой оклад составлял 22000 рублей. Также на данный момент и отели, имеющие 3 звезды, пользуются услугами отельной анимации. Получается, нужно на берегу договориться с вашим менеджером о том, где именно вы будете работать. Так как если вы приедете в отель, имеющий 3 звезды, а вы желали работать в хорошей пятёрке, то это будет исключительно ваша вина. Я вообще считаю, что перед тем, как ехать работать в анимацию, следует узнать всё до мельчайших подробностей. Вплоть до того, на каком постельном белье вы будете спать. Всё же это другой город/страна, нужно понимать все риски».
Если проверить сайт «ТопХотелс» можно заметить, что в последнее время всё чаще отдыхающие пишут именно об анимации и уделяют этому большое внимание. Из десяти гостей примерно семь упоминают в своих отзывах анимацию и считают это важным аспектом своего отдыха. А отели уже зимой отправляют заявки компаниям, которые занимаются поиском аниматоров. На данный момент в России насчитывается более 8 анимационных агентств. И каждое из них имеет своё место на рынке, так как спрос увеличивается с каждым годом. Ведь анимация – престижно, анимация не просто бизнес, анимация – показатель того, что отель действительно достойный того, чтобы выбрать именно его для своего отдыха.