Здравствуйте, уважаемые читатели!
Об этой наступательной операции Карельского фронта весны 1942 года почти не упоминали в советских источниках. Не было в ней сотен тысяч погибших, сотен километров отвоеванной территории, и немыслимых трофеев захвачено не было. Тем не менее, она заслуживает внимания.
Карельский фронт был одним из самых периферийных фронтов обороны Красной армии образца весны 1942. Его основная задача заключалась в удерживании Кировской железной дороги и обеспечении ее бесперебойной работы.
Немцы и финны наступательных действий зимой 1942 года тут не вели, закопались в землю и беспокоили лишь артиллерийским и минометным огнем. Но советские войска занимали крайне невыгодное положение: немцы сумели занять все господствующие высотки, а советские дивизии стояли в болотистых топях и низинах.
Кроме того, между флангами войсковых армий РККА и некоторых дивизий были значительные разрывы и немцы могли их с легкостью использовать для вклинения в линию обороны и образования "котлов". И лишь отсутствие необходимого количества войск не позволяло им это сделать.
Но в марте 1942 года от фронтовой разведки стали поступать тревожные данные о подготовке немцами и финнами наступления в направлении Лоухи. А это была станция Кировской железной дороги, на советской территории, как раз за оккупированными немцами Кестеньгами.
В условиях подготовки к весеннему наступлению на советско-германских фронтах Ставка Верховного потребовала от Карельского фронта проведения наступательной операции. Генералы сели за карты. Командованием фронтом было решено нанести немцам и финнам превентивный удар, чтобы расстроить их наступление и продвинуться западнее.
Так как активных действий на этом фронте не велось, соответственно, снабжению и развитию Карельского фронта Ставка уделяла мало внимания. Но противник удерживал в своих руках участок железной дороги протяженностью 310 километров от станции Свирь до станции Масельская. А эта дорога была важна для Советского Союза, грузовые составы приходилось перегонять обходными путями.
Карельский фронт обладал недостатком военной техники, малым количеством войсковых соединений, острым недостатком боеприпасов. И на это были свои причины - все это в огромных количествах требовалось на основных фронтах Советского Союза, где разворачивались самые знаковые битвы.
Итак, решение было принято, план операции был разработан. Оборона противника на этом участке фронта состояла из позиций немецкой дивизии СС "Север" и двух финских пехотных дивизий (наличие одной из них предполагалось, но точное ее наличие не было установлено разведкой).
Но она состояла из трех полос мощной обороны, с дотами, дзотами, минными полями и проволочными заграждениями. Советским войскам предстояло пробить оборону врага глубиной 20-30 км.
Силы наших сторон: "постоянщики" - 23 гвардейская стрелковая дивизия, 196-я и 263-я стрелковые дивизии, 67-я и 80-я морские стрелковые бригады, а также переброшенные для наступления 8-я лыжная бригада, 52-й гвардейский минометный полк, 15-й отдельный минометный дивизион, 2-е дальнобойные батареи. Учитывая крепкую оборону противника, сил было явно недостаточно для наступление. Тем не менее. Наскребли все что было.
План операции - смять левый фланг противника основным ударом, нанести вспомогательный удар в районе Кестеньги, окружить и уничтожить кестеньгинскую группировку противника, овладеть районом Кестеньга, выйти на рубежи реки Софьянга.
В 6 часов утра 24 апреля 1942 года войска Карельского фронта перешли в наступление. Которое сразу забуксовало в условиях бездорожья. Достаточно сказать, что 23-я гвардейская дивизия два дня билась с двумя батальонами немцев, в условиях сильной обороны противника на господствующих высотах. Удалось пройти всего 6-7 километров. Выпал сильный снег, штабы оторвались от дивизий и дивизии двигались вперед практически без оперативного управления.
Тем не менее, 23-й гвардейской удалось прорвать оборону противника и выйти на рубежи между озерами Нижнее Черное и Верхнее Черное.
На левом фланге гвардейцев наступала 8-я лыжная бригада. Два дня она атаковала укрепленные позиции немцев, с гарнизоном около батальона, сломила оборону врага и освободила г. Нято-Вара, продвинувший на 6 километров. Затем последовали тяжелые бои за перекрестки важных стратегических дорог.
Кестеньгинская группировка противника оказалось в полуокружении, а дороги, обеспечивающие немцев и финнов боеприпасами и продовольствием - перерезаны Красной армией...
Но 27 апреля выяснилось, что немцы спешно перебрасывают резервы на помощь своим войскам. У советских дивизий и бригад резервов не было.
Командующий Карельским фронтом генерал В.А.Фролов вспоминал: "23-ю дивизию решительно нечем было поддержать. Опять все решали резервы, нужна была хотя бы одна дивизия, но ее неоткуда было снять. Поэтому бои в этом направлении постепенно затихли".
Генерал вермахта Дитмар: "В результате ударов русских на кестеньгском направлении создалась критическая ситуация, которую удалось локализовать силами 163-й дивизии вермахта, спешно переброшенной сюда из района р. Свири... (Ленинградское направление)"
Финский офицер О.Пааволайнен, дневниковая запись о боях весной 1942 г. на лоухском (кестеньгском) направлении: "Наступление русских в Беломорье… вызвало напряжение чувств. Оборонительные бои на лоухском направлении официально объявляются сегодня завершенными. Снова пиррова победа. Эта мысль появляется у многих, хотя сообщается, что враг потерял 11 000 человек убитыми… Прошел почти год с начала войны. Тогда наивно говорили о парадном марше в Выборг и военном походе в несколько недель. Сейчас, год спустя, все кажется неясным, ненадежным, неопределенным..."
11 мая 1942 года по приказу Ставки Верховного главнокомандующего наступление 26-й армии Карельского фронта было прекращено и войска заняли оборону. Для занятия господствующих высоток пришлось отойти назад, и получилось, что линия фронта продвинулась в результате этой операции на 4-5 километров.
Советское наступление своей цели в этой операции не достигло. Тем не менее, в боях только на кестеньгинском направлении полегли около 5 тысяч эсэссовцев из отборной дивизии "Норд".
Кестеньгская и Мурманская наступательные операции сорвали все планы противника по захвату Мурманска и станции Лоухи Кировской железной дороги, облегчили оборону Ленинграда и улучшили позиции советских войск на отдельных участках Карельского фронта.
Немцы планировали после захвата Мурманска и Лоухи перебросить освободившиеся дивизии на юг - не осмелились это сделать и продолжали сидеть в северных окопах до сентября 1944 года.
Потери советских войск в этой операции: 3.145 убитых, 8.906 раненых, 598 красноармейцев и командиров пропало без вести. Потери немцев и финнов - около 5.000 человек только безвозвратных потерь, о раненых и пропавших без вести нет информации.
Друзья, если вам понравилась статья - приглашаю Вас подписаться на наш канал, это поможет его развитию. А если Вы поставите лайк этой статье - ее увидят и другие неравнодушные читатели.
Оставайтесь с нами. Впереди много интересного и увлекательного. Спасибо за поддержку.