Почти пять лет тому назад все ведущие мировые СМИ обошли фотографии утонувшего сирийского мальчика, которого вынесло на песчаный берег турецкого Бодрума. Это был не первый, не последний и на тот момент не единственный бедолага, погибший на подступах к Европе. И всё же вид тела трехлетнего ребенка произвел на общественность настолько сильное впечатление, что несколько высокопоставленных политиков отложили запланированные встречи и визиты, дабы обсудить проблему беженцев. Во многом 2015 год стал переломным в решении этого непростого вопроса, но недавние события на границе Турции и Греции показали, что точку ставить рано.
Графический роман “Зенобия“ (“Zenobia“) — одно из многочисленных высказываний о том, как люди становятся беженцами. Сценаристу Мортену Дюрру и художнику Ларсу Харнеману из Дании есть что сказать, так как их страна входит в европейский топ-10, куда устремляются потоки беженцев в надежде на мирную и благополучную жизнь.
Я читала “Зенобию“ на французском языке (издержки жизни за границей), но существует и русскоязычное издание, выпущенное в 2018 году “КомФедерацией“.
О чем? “Зенобия“ — немногословный графический роман о сирийской девочке Амине, которая не планировала становиться беженкой. Просто так получилось. В поисках работы родители Амины отправились в город и оставили ее одну. Вскоре пришли солдаты, приползли танки, прилетели самолеты. Наконец, появился дядя, который объяснил Амине, что папа с мамой не вернутся, а в деревне оставаться небезопасно. Так девочка оказалась на переполненной людьми лодке. Композиционное своеобразие “Зенобии“ состоит в том, что лодка терпит крушение в самом начале романа, — и Амина, погружаясь в толщу воды, вспоминает свою деревню, родителей, детские забавы и… Зенобию, бесстрашную царицу Пальмиры, пример подражания для сирийских девчонок.
Что (не) понравилось? Комикс упрекают в том, что он сдержан и лаконичен. Родители словно растворились в воздухе, страданиям ребенка не уделено должное внимание, изображений войны практически нет. Иными словами, не созданы условия для того, чтобы читатель ревел навзрыд и от эмоционального потрясения бежал спасать мир. Чего нет, того нет! Но на мой взгляд, в сдержанности комикса — его достоинство. Проблема, скорее, в нас, читателях, кому нужны все более и более сильные раздражители, чтобы почувствовать себя эмоционально вовлеченными. Как минимум, тело трехлетнего ребенка на пляже курортного города.
Интересно. Пальмирская царица Зенобия — реальная историческая фигура, жившая в третьем веке нашей эры. Известно о ней немного, да и то, что известно, щедро сдобрено небылицами. Одно можно сказать точно: со временем эта незаурядная женщина, бросившая вызов Римской империи, стала сирийским архетипом умной и свободолюбивой воительницы, готовой бороться за свою независимость до конца. Кратко о Зенобии можно почитать тут и чуть подробнее тут.