Найти тему
Наталья Гон

«Просто помиловать» (2019) и «Заступники» (2018): адвокаты против адвокатов

О роли правды в искусстве.

«Просто помиловать» / Just Mercy
режиссер: Дестин Креттон
По книге Брайана Стивенсона
В главных ролях: Майкл Б. Джордан, Джейми Фокс, Бри Ларсон, Роб Морган, Рейф Сполл, Тим Блейк Нельсон
США, 2019

Описание по кинопоиск.ру: «Картина расскажет реальную историю одарённого чернокожего юриста Брайана Стивенсона. Он посвятил себя борьбе за равные права и возможности в суде для самых уязвимых слоёв населения — в том числе неимущих, которые не в состоянии позволить себе квалифицированного и заинтересованного в успешном исходе дела адвоката».

Сюжет построен на конфликте прогрессивного-будущего и консервативного-прошлого.
Прогрессивное – чернокожий адвокат защищает права осужденных на смертную казнь, лишенных возможности нанять хорошего защитника.
Консервативное – социальная атмосфера в южном штате Алабама в конце 80-х – начале 90-х, где по-прежнему сильны расистские стереотипы.
Есть еще дополнительный драматический момент. Город, где все происходит, – место действия, в конце 50-х, известного романа Харпер Ли и фильма «Убить пересмешника» (в котором Грегори Пек играет адвоката, защищающего чернокожего местного жителя, бездоказательно обвиненного в изнасиловании).

У фильма есть, на мой вкус, серьезный промах – выбор актера на главную роль. Уж слишком он милый, сладкий и правильный. Пересахаренный.
Если бы не это, все вроде бы замечательно: много сильных эмоций, шокирующие цифры, подтверждающие благородный пафос главного героя: Стивенсону и его бюро удалось изменить приговор каждому девятому, ждущему смертной казни.
Но все равно, подумала, чего-то не хватает.
Поняла – объективности.

-2

Если по чесноку, то позиция адвокатов все-таки двойственная. Их не должно волновать «виновен или не виновен» – они должны защищать своих клиентов, независимо от степени их вины. В фильме же сделан упор на защите тех обвиненных, про которых известно, что они несправедливо обвинены, да еще приговорены к лишению жизни. Конечно, зрители будут им сильно сопереживать.
То есть работа адвокатов показана частично, только с той стороны, которая упростит восприятие и усилит драматический эффект.

А более важный и неоднозначный принцип – право всех на справедливую защиту – как раз отодвинут на задний план.
В результате же фильм получился про замечательного Брайана Стивенсона, спасающего обиженных и оскорбленных: главная линия сюжета – удастся ли ему спасти от казни человека, который вообще не был причастен к преступлению, в котором его обвинили.
Но если бы показали, чем на самом деле занимаются и кого защищают адвокаты, то образ Стивенсона был бы смазан. И фильм бы вызывал другие эмоции.

Недавно как раз посмотрела
«Заступники» (сериал)
Режиссер: Владимир Котт
В главных ролях: Мари Ворожи, Кирилл Гребенщиков
Россия, 2018 (1 сезон)

-3

При всех моих претензиях и вопросах к сериалу в частности и современному отечественному кино в целом (ощущение, что все сериалы снимает один и тот же режиссер и везде используются одни и те же приемы) «Заступники» как раз более объективны.
Показаны разные дела, которые ведет главная героиня – адвокат. Но среди них также и те, где она выигрывает процесс, сама при этом испытывая неприязнь к своим подзащитным, не таким уж «белым и пушистым».
Признаться, была удивлена смелостью авторов, решившихся на такое в эпоху драматургии-в-лоб. Но формат сериала, наверно, может себе позволить неоднозначные черты характера: у главной героини «Заступников», помимо неприглядной стороны ее профессии и связанной с этим шаткостью ее моральной позиции, достаточно жизненных, мелодраматических проблем – и ей как бы все равно сочувствуешь.

«Просто помиловать» интересно смотреть и фильм вызывает сильные эмоции, но искажает правду. «Заступники» – больной «российским телевидением» сериал, в котором показана неоднозначная, но более реалистичная профессиональная специфика.
Такая зависимость одного от другого действительно заложена? Обязательно ли нужно привирать, чтобы получилось художественно красиво? Надо ли компенсировать неоднозначные черты главного героя элементами «мыльной оперы»? Неужели авторы сценария вместе с продюсерами сидят и просчитывают? Что там происходит, в их совещательных комнатах?

Вот бы первых и вторых вызвать в суд, чтобы рассудить, кто прав, да?