Воланд – не только центральная фигура романа «Мастер и Маргарита», но и самая загадочная.
В различных изысканиях на тему романа часто появляется вопрос: «Зачем Воланду все это нужно? Ради чего он прибыл в Москву, творит все эти розыгрыши, вмешивается в историю влюбленных?».
Тут, по-моему, не стоить множить сущности и усложнять.
Чем заниматься, если у тебя в активе могущество, сравнимое с Божьим, в запасе вечность, и ты не ограничен ни временем, ни пространством? Надо же эту вечность как-то проводить.
К тому же, согласно апокрифам, последний водораздел в отношениях Бога и Сатаны произошел именно из-за людей.
Пока людей не существовало, бунт Люцифера был в каком-то смысле домашней ссорой сына с отцом. В конце концов, что им было делить? Чего мог хотеть высший из ангелов, как никто понимавший, что ему никогда не стать Богом, а всем остальным он обладает?
А вот когда свершилось Грехопадение, следствием которого стало изгнание людей из Эдема в юдоль земную, ситуация изменилась кардинально. Теперь Богу и Дьяволу стало, что делить и за кого бороться. Тем более, Господь наш изначально сотворил человека таким, что дал Светоносному все козыри в плане власти над родом человеческим.
С тех пор Люцифер, взбунтовавшийся ангел, и стал Сатаной, врагом людей, духом зла, если оценивать его по людским критериям.
Воланд всеведущ. Его любопытство не равно нашему - праздному и невежественному. Нет того, чего он не знает о людях в целом.
Но его интересуют частности, непосредственные проявления человеческой природы здесь и сейчас. Поэтому и происходит чреда странных событий, начиная с гибели Берлиоза и заканчивая пожаром в Грибоедове.
А то, что он выбирает для своих игр Москву, тоже понятно. Ситуация уникальна – впервые в истории атеизм, как прямое отрицание Бога (до ХХ века слово «атеизм» имело несколько другие значения), представляет собой не частный случай, а общепринятую, государственную идеологию. Люди, живущие по этим странным законам, интересны вдвойне.
И еще одна очень интересная деталь к образу Воланда. Люцифер - творение Господне. То есть, в отличие от Бога, он имеет начало и конец. Его вечность не равна бесконечному бытию Бога, а распространяется только на вечность сотворенного Господом мира, который когда-то завершит существование. И Дьявол, как высший из ангелов (а этой его природы никто, кроме Бога, изменить не может) ВСЕГДА ЭТО ЗНАЛ. Он всегда сознавал свою конечность и обреченность, свою невозможность победить. Его вечность, его бытие неразрывно связано с землей и родом человеческим. Именно поэтому к людям у него отношение, если так можно выразиться, гораздо более личное, нежели у Бога.
Смысл люциферова бунта не в том, что Сатана захотел стать равным Творцу. Как высшее из творений, наделенное всеведением, почти божественным, он не мог не понимать, что это невозможно. Смысл его бунта в том, что Сатана пожелал абсолютной свободы, даже от Бога, от его власти, захотел прожить свою земную вечность так, как хочется ему, а не Всевышнему.
Потому в глазах Воланда свобода - высшее благо, самый лучший дар. Именно ей он награждает Мастера, Маргариту и Пилата посредством Мастера.
И еще одна деталь. У Булгакова Воланд очень материальный. До своего преображения в финале, он сохраняет тот облик, в котором явился на Патриарших. Думаю, это не просто уловка писателя, не ставшего усложнять себе жизнь описанием облика и бытия существа нематериального в нашем смысле слова. Мне кажется, в данном аспекте Михаил Афанасьевич вольно или невольно подхватил мысль Леонида Андреева, высказанную им в «Дневнике Сатаны»: Дьяволу, когда он хочет общаться с людьми (не воздействовать, наблюдать, быть среди них незримо, как обычно, а именно общаться и взаимодействовать), необходимо материальное тело, плоть, которая согласовывалась бы с принципами бытия физического мира. А заключая себя (или даже часть себя) в оковы плоти, Сатана невольно попадает под ее влияние, становится в своих проявлениях более материалистичным. Вот почему Воланд Булгакова такой человечный.