Найти тему
Фанат 63

«Евангелие» от Тима

Христос Воскрес!Christ is risen!»)

Действие происходит в дни Страстной недели, кульминация – Пасха.

В Южноафриканской республике рок-оперу «Jesus Christ Superstar» запрещали как антирелигиозную, в Венгерской народной республике – за распространение религиозной пропаганды (о ее постановке в СССР и других соцстранах не могло быть и речи). В ЮАР на тот момент действовал режим апартеида (раздельное существование между белыми и цветными), ВНР входила в клуб стран развитого социализма. При этом, из всех стран Советского блока – Венгрия, государство с самым мягким социалистическим климатом («гуляш-коммунизм»), про которую говорили «самый веселый барак в социалистическом лагере». Режим в ЮАР считался настолько зашкварно «правым», что даже страны Запада серьезно ограничили (или совсем прервали) с ним экономические, культурные, спортивные и другие контакты.

-2

«One of you denies me, one of you betrays me» («Один из вас отвергнет меня, другой – предаст»).

Наша – православная – церковь негативно оценивает опус Эндрю Ллойда Уэббера (музыка) и Тима Райса (либретто). Часть приверженцев иудаизма рассматривает рок-оперу как антисемитский выпад.

-3

«You hypocrites!» («Вы лицемеры!»). Понтию Пилату за юдофобию достается не в первый раз.

Действительно, евангельский сюжет в изложении Тима Райса далек от канонического. Выделю, два главных отклонения от благих вестей Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Первое – чересчур значимая роль Иуды Искариота. Его споры с Христом и его оценка деятельности Спасителя – веское основание для христианских конфессий (будь то православие, католицизм или протестантизм) обвинять авторов в богохульстве. В рок-опере, пожалуй, именно Иуда занимает центральное место. С его монолога она начинается, он же ее фактически и заканчивает. При этом, финальные размышления Иуды изобилуют анахронизмами. Может это и «ключ» к авторскому взгляду, но для верующего человека – однозначно кощунство.

-4

«Why'd you choose such a backward time in such a strange land?

If you'd come today you could have reached a whole nation.

Israel in 4 BC had no mass communication».

«Почему ты выбрал такую древнюю эпоху в такой странной стране?

Если бы ты пришел сегодня, твои (идеи) дошли до всего народ

Израиль в четвертом веке до нашей эры не имел средств массовой коммуникации».

Размышления Иуды прерывает хор, который также дает Христу кощунственную оценку «Суперзвезды».

И это второе – Христос в рок-опере человек. Он не Спаситель, а «Суперзвезда», смерть которой «поставила рекорд». Воскресенья в рок-опере не происходит. Конечно, богохульство.

Здесь христопродавцем упомянуты и ключевые фигуры других религий – Будда и Мохаммед. Про Будду Иуда вопрошает: «Is he where you are?» («Он там где ты?»)

-5

Вопрос об исламском пророке снова звучит отчетливо из современной реальности: «Could Mohammed move a mountain, or was that just PR?» («Мог ли Мохаммед сдвинуть гору или это был просто пиар?») Не знаю почему мусульмане после этого не забили камнями Райса, а заодно и Уэббера. Обычно они болезненно остро реагируют на подобное.

В 1970 году рок-опера «Jesus Christ Superstar» вышла на виниле, как и планировали авторы. На записи для пластинки партии Иисуса исполнил вокалист Deep Purple Иэн Гиллан. В следующем году мюзикл был исполнен на Бродвее, а затем его стали ставить и на других театральных сценах. В 1973 году вышел одноименный фильм, саундтрек которого имеет отличия от альбома. В фильме Иуду играет афроамериканец Карл Андерсон из дублирующего состава бродвейской постановки (на альбоме пел Мюррей Хэд). Короче, в короткое время рок-опера стала суперпопулярной, не смотря на негативные оценки религиозных авторитетов различных вероисповеданий.

-6

Да Бог с ним с Тимом Райсом. Сегодня Светлое Христово Воскресенье – «Воистину воскресе!» («Indeed, He is risen!»)

Все коллажи автора