Мой дедушка был кадровым военным, офицером. За время своей службы в Советской Армии ему приходилось бывать во многих гарнизонах, в том числе несколько лет он провел в Германии и в Чехословакии.
Я уже писала о том, как они с бабушкой познакомились с немецкой семьей и с разрешения начальства сходили к ним в гости. А вот с чехами получилось все по-другому.
Конечно, по-другому, скажете вы. Ведь чехи – это тоже славяне, как и русские, украинцы, белорусы. Они всегда поймут своих братьев. Так не так.
Существует выражение «широкая русская душа», понятное любому представителю восточнославянских народов. Западным славянам, в частности чехам, эта широта кажется излишней и нерациональной. Хотя от тех благ, которые можно почерпнуть через нее, никто никогда не отказывался.
Дедова воинская часть «дружила» с другой частью, чешской. Вот командиры и думали, чтобы такое замутить, чтобы было понятно - это именно дружба и не что иное. Все-таки СССР и ЧССР – страны Варшавского договора, их армии - братья по оружию.
Несколько раз чехи приезжали в нашу часть с концертами своей художественной самодеятельности, где львиная доля времени отводилась оркестру духовой музыки. Чехи вообще очень уважают музыку и духовые инструменты в частности.
С ответным визитом неоднократно выезжал в чешскую часть и наш солдатский вокально-инструментальный ансамбль, и женский хор, состоящий из жен офицеров и прапорщиков, и агитбригада.
На каждое торжественное заседание в клубе, посвященное какому-либо государственному празднику, приглашались представители чешского командования. Наши, соответственно, тоже заседали у них на их праздники.
Но рано или поздно должен был возникнуть вопрос: чем еще крепить дружбу? А чем русский человек ее может скрепить? Где он расскажет, как любит и уважает своего друга? Конечно, на застолье.
Пригласили наши чехов. Офицерские жены приготовили угощения (за свои, между прочим, деньги), сервировали столы разносолами, выпечкой, мясными блюдами и нарезками. Украсили столовую, пригласили местный ВИА, женщины надели вечерние платья, мужчины – гражданские костюмы. Ждут дорогих гостей.
Приехал автобус с чехами. Вышли мужчины, тоже одетые в гражданку – джинсы, свитера, кроссовки. Жены – тоже в таком спортивном прикиде. От накрытых столов глаза округлились, но после пары рюмок халявной водки все, как говорится, устаканилось.
В тот вечер много слов было сказано о дружбе, о семье, тосты за наши страны, за армии и за присутствующих офицеров и дам поднимались постоянно, спиртное лилось рекой. Ели и пили гости хорошо, без стеснения. Много танцевали, общались, смеялись. Когда прощались, уже были «еле теплые» - все подружились, уважали друг друга что было сил, братались.
Решено было, что советские офицеры, обязательно с женами, нанесут ответный визит. Так и случилось. Спустя некоторое время в часть пришло официальное приглашение.
Наши тоже съездили в гости. Женщины решили, что неудобно с ответным визитом ехать так же, как приезжали чешки – в джинсах и кроссовках. Надели не вечерние, но нарядные платья, туфли на каблуках, мужчины по-прежнему в костюмах.
Приехали. Вышли из автобуса и проследовали в зал, куда им указали идти встречающие товарищи.
В помещении кафе два зала. В первом играет духовой оркестр, под него танцуют несколько пар чуть ли не в спортивных костюмах. Музыка для наших непривычная – смесь польки и мазурки. Знакомых чехов, которые были у нас в гостях, нет. На наших офицеров и их жен внимания особо никто не обращает: хочешь танцевать – танцуй, не хочешь – иди во второй зал, там есть буфет. Можешь купить себе и выпить, и закусить. А многие наши даже денег не брали – в гости же ехали, с ответным визитом, автобус отвезет и привезет.
В общем, визит у них получился достаточно кратким. Назад ехали трезвые, голодные и злые.
Сами виноваты: не надо всех по себе мерить!