Найти тему

Нечстивая анорексия

Нечестивая анорексия

Средневековые мистики морили голодом тело, чтобы накормить душу. Понимание этого перфекционистского мышления может помочь в лечении анорексии сегодня

Несколько лет назад я читал лекцию в роскошной часовне XVII века при парижской Школе изящных искусств-не совсем обычное для меня место, но вполне подходящее, поскольку моей темой была нейропсихология самости, а вопросы тела и души подлежали обсуждению. Строительство было завершено в 1619 году, когда у Рене Декарта были его знаменитые три мечты – боговдохновенные видения, которые, как он думал, раскрывали его цель в жизни и направляли его на поиски непогрешимого знания о мире. В соответствии со своими католическими убеждениями Декарт проводил четкое различие между телом и умом. Тело, как и любой другой физический объект, состоит из материального вещества, тогда как разум (дух или душа) - это нематериальная сущность, совершенно иной порядок вещей, способная взаимодействовать с физическим миром, но отделенная от него. Эта нематериальная душа, считал Декарт, уникальна для человека, и через нее мы выходим за пределы нашей животной природы. Лишенные души, другие животные-просто автоматы. Собака, визжащая от боли, похожа на бой часов.

Неврологии нет места для жутких душевных вещей, поэтому там, в часовне, среди величественных статуй и католической иконографии, я представлял себя священником-отступником, читающим проповедь, contra Декарт, о несуществовании души. В середине моей проповеди запоздалая посетительница-высокая, худая как скелет молодая женщина, одетая во все черное – прошла по центральному проходу и нашла свободное место в первом ряду. Когда я закончил и собрал свои записи, она подошла ко мне за кафедрой. Вблизи я мог видеть тонкие, пушистые волосы на ее впалых щеках – лануго – и обнаженную механику мускулатуры вокруг ее рта, когда она говорила. Я сделал осторожный шаг назад, когда уловил ее неприятный запах изо рта.

Безошибочно угадывались признаки нервной анорексии – тоже жуткий случай. Вокруг нее витала аура смерти, но у нее были хорошие новости для меня. - В конце концов, в человеческом существовании есть подлинное духовное измерение, - сказала она. Чистое сознание простирается за пределы мозга и тела, фактически, оно наполняет каждый атом в космосе. Она знала это, потому что у нее был свой опыт. IT. Предпринимая долгие, одинокие, лесные отступления, уходя на несколько дней без пищи и доводя себя физически до полного истощения, она вошла в высшие состояния сознания и ощутила присутствие божественного духа, пронизывающего Вселенную. У меня было много таких разговоров с людьми, которые видят во мне неисправимого редукциониста и которые в некоторых случаях хотят спасти мою душу, но она просто давала мне факты по этому вопросу. Что меня поразило, так это поразительный контрапункт ее притязаний на духовное просветление и ужасное состояние ее тела. Как будто, возвращаясь к картезианскому мышлению, ненасытная душа каким-то образом поглощала физическую субстанцию своего хозяина, как паразитическая Оса пожирает живую гусеницу изнутри.

Я приобрел некоторый ограниченный опыт общения с людьми, страдающими анорексией, в рамках моей общей подготовки в области клинической психологии, но, честно говоря, теперь мне жаль говорить, что я нашел их утомительными: я только что закончил размещение в центре нейрореабилитации, работая с людьми, которые изо всех сил пытались приспособиться к жестоким последствиям инсульта, черепно-мозговой травмы или какой-то другой неврологической катастрофы. У них были, как мне казалось, "настоящие" проблемы. А теперь вот эти (как я думал) драгоценные молодые женщины просто отказываются есть. В них не было ничего, что могло бы воспламенить мое научное воображение или какой-либо клинический энтузиазм. Попытки объяснить это состояние были изложены либо на Мумбо-Юмбо жаргоне психоанализа (отказ от пищи как защита от бессознательного желания орального оплодотворения – - неужели?), неопределенные вещи о семейной динамике или феминистском социокультурном анализе, которые в то время были в некотором роде вне моего интеллектуального радара. Основные подходы к лечению были в основном атеистическими, прагматичными и сводились, так или иначе, к следующему: "заставьте их есть.- Там были гораздо более интересные вещи, о которых стоило подумать.

Но моя встреча с изможденным Парижским мистиком пробудила любопытство, и я понял, что анорексия входит в круг вопросов, которые всегда интересовали меня, вопросов, которые неизбежно возвращались к Декарту: отношение ума и тела; самость; смертность; божественность. Я начал задаваться вопросом, Может ли этот странный беспорядок каким-то образом быть связан с этими Картезианскими заботами. Может ли это даже быть истолковано как битва между телом и душой, или, по крайней мере, между телом и чем-то настолько близким к "душе", насколько позволяют мои натуралистические убеждения?

Случайно я наткнулся на книгу историка Рудольфа Белла "Священная анорексия" (1985) и обнаружил, что голодание, иногда доходящее до смерти, было довольно распространенным явлением среди женщин-мистиков по всей Европе начиная с XIII века. Этот феномен стал известен как анорексия мирабилиса . Рассматривая святых женщин только на итальянском полуострове, Белл отмечает, что между 1200 годом и концом 20-го века около 261 женщины были официально признаны в Bibliotheca Sanctorum например: "святые, благословенные, почитаемые или слуги Божьи". Для примерно трети из этого числа исторические данные слишком скудны, чтобы делать выводы о пищевом поведении, но, по словам Белла, более половины из оставшихся 170 или около того проявили явные признаки анорексии. Жизнь десятков этих женщин – в том числе Анжелы Фолиньо, коломбы из Риети и Клэр из Ассизи-подробно документирована, и они появляются в качестве спорных и значительных фигур, влияние которых будет отражаться на протяжении многих лет. Их гробницы стали местами паломничества, их мощи ценились и почитались, и они вошли в Католическое повествование как героические образцы для подражания. Верующие с благоговейным трепетом слушали, как проповедники рассказывали истории о своей необыкновенной, по-видимому сверхчеловеческой преданности Богу через отрицание плоти.

Самой известной из святых анорексичек была Екатерина Сиенская (1347-1380 гг.), чью жизнь и мысли мы знаем в мельчайших подробностях как из ее собственных обширных сочинений, так и из биографических отчетов современников, хорошо знавших ее, прежде всего Раймонда Капуанского, ее последнего духовника и духовного наставника. По мнению Раймонда, Кэтрин-дочь преуспевающего Сиенского красильщика шерсти-была не похожа на обычных детей. В возрасте шести лет, когда она гуляла со своим братом, у нее было видение Христа, сидящего на императорском престоле, одетого в папские одеяния, с Иоанном евангелистом и апостолами Петром и Павлом рядом с ним. Она заменяла детские игры молитвой и медитацией и "отыскивала скрытые места и тайно бичевала свое юное тело специальной веревкой", поощряя других шестилетних детей присоединиться к ней в этой практике. Она все больше и больше погружалась в молчание.

К 15 годам ее и без того скудный рацион был сведен к небольшому количеству хлеба и сырых овощей. Примерно через пять лет, после смерти своего отца и новых видений Христа, Кэтрин отрезала хлеб и с середины двадцатых годов, по-видимому, не ела ничего, кроме священных облаток во время Святого Причастия. Она умерла от голода в возрасте 33 лет. По словам Раймонды, в эти последние годы сильного голода она не только не нуждалась в пище, но и сама еда была физически невыносима. ‘Если она заставляла себя есть, ее тело сильно страдало, ее пищеварение не функционировало, и пища должна была выходить с усилием тем же путем, что и вошла.- Другими словами, она заставляла себя блевать, проглатывая ветки фенхеля или других горьких трав. Несмотря на свою хрупкость, она оставалась физически энергичной до последнего и, похоже, действительно была склонна к всплескам гиперактивности. По словам Раймонда: "она не знала, что такое усталость.’

Это грубая животность тела, которую она ненавидит, в отличие от невесомой чистоты духа

Таким образом, мы имеем здесь исторически значимую группу женщин, которые на первый взгляд проявляли аноректическое пищевое поведение задолго до первых медицинских отчетов о нервной анорексии в конце XIX века. (Сэр Уильям Галл приписывает себе заслугу изобретения термина "нервная анорексия" во влиятельной публикации 1874 года, хотя его французский соперник Эрнест-Шарль Ласег опубликовал подробное клиническое описание состояния, названного анорексией hystérique – в прошлом году.)

Это не значит, что святая анорексия соответствовала бы современным диагностическим критериям. Помимо строго ограниченного приема пищи, когда вес тела находится на физиологически приемлемом минимуме или ниже его, для установления точного диагноза необходимы еще два признака: сильный страх прибавить в весе и искажение образа тела, когда человек воспринимает свое тело как нечто большее, чем оно есть на самом деле. Святые анорексики очевидно голодали сами и поэтому, по-видимому, соответствовали критерию низкого веса, но я ничего не нашел в жизни Раймонда Святой Екатерины Сиенской или собственного диалога Екатерины чтобы показать, что она боится прибавить в весе. Ее заботы были больше сосредоточены на неспособности достичь своих высоких духовных целей. Она говорит, что страстно желает избавиться от тяжести своего тела, но сама телесность этого тела вызывает у нее отвращение, его грубая животность, противопоставленная невесомой чистоте духа. Нет также ничего, что могло бы предполагать искажение образа тела, но, учитывая, что отсутствие проницательности является неотъемлемой частью проблемы, эта последняя, перцептивная аномалия не проявилась бы в саморефлексивных работах самих женщин, и это тонкий признак, который биографы также вряд ли заметили бы.

Помимо основных симптомов и признаков, есть и другие заметные сходства между средневековой и современной анорексией. Это преимущественно женщины, которые страдают, исключительно так в случае святых анорексиков, как это обычно документируется (хотя можно было бы принять во внимание подвиги экстремального поста, ожидаемого от святых-отшельников мужского пола в высоком Средневековье), с признаками ненормального пищевого поведения, обычно впервые появляющегося в годы полового созревания. Высокий уровень физической активности является общим для обоих, и они, по-видимому, разделяют определенные личностные характеристики в виде перфекционизма, одиночества и скованности. Хотя они не могут демонстрировать различные и крайние формы умерщвления плоти, практикуемые святыми анорексиками во имя духовного очищения, значительная часть людей с анорексией сегодня также разделяет со своими средневековыми коллегами склонность к физическому здоровью членовредительство.

Хронологический и культурный разрыв слишком широк для окончательной оценки исторических случаев в современных психиатрических терминах. Но если мы отбросим священную анорексию и современную нервную анорексию назад к их общей основной характеристике, которая заключается в самоморозке в погоне за идеалом-духовной чистотой с одной стороны, физической худобой с другой – мы останемся с осмысленным сравнением. На этом уровне можно сделать вывод, что анорексия mirabilis является прообразом современной нервной анорексии и, кроме того, что она может указать путь к лучшему пониманию расстройств пищевого поведения в современных психологических терминах.

Сам Белл был убежден в существовании связи между средневековыми и современными формами и предложил социологическое объяснение. Оба типа, по его мнению, могут быть поняты как формы самоконтроля и самоутверждения, осуществляемые молодыми женщинами, вовлеченными в репрессивные патриархальные социальные структуры. Анорексия - это средство об установлении личности. В этом что-то есть, я думаю, и бунт против патриархата был видной и убедительной темой в феминистских трудах об анорексии. Но, возможно, есть и более фундаментальные механизмы, лежащие в основе стремления к голоду, механизмы, которые предрасполагают некоторых женщин, но не других, к развитию анорексии, когда они подвергаются воздействию этих более широких социокультурных стрессоров.

Причины анорексии остаются малоизученными, но обычно предполагается, что они связаны с сочетанием биологических, психологических и социальных факторов. На биологическом уровне уровень, это трудно распутать причину и следствие, учитывая широкий спектр органических эффектов голода. Однако генетические и физиологические исследования показывают, что дисрегуляция серотонина может играть значительную роль как в предрасположенности людей к развитию анорексии, так и в обострении этого состояния после его установления. Серотонин активно участвует в тревожном и навязчивом поведении, а также непосредственно участвует в регуляции аппетита. Существует также свидетельство того, что основной диагностический признак искажения образа тела отражает, по крайней мере частично, лежащую в его основе аберрацию в системах телесных схем мозга-бессознательных, мультимодальных сетях, которые объединяются для формирования представлений о форме тела, позе и движении. Эти сети хрупки, и телесное осознание легко деформируется, как подтвердит любой, кто провел время в неврологических палатах.

Психологически существует четкий профиль темпераментных, когнитивных и эмоциональных характеристик, которые вполне вероятно предрасполагают к анорексии, но пока еще не имеют установленной причинной роли. Стереотипный человек с анорексией настороженно относится к новизне, склоняясь к интроверсии и одиночеству. Она привередлива и перфекционистка, высоко мотивирована к достижению и настойчива в преследовании своих целей, но склонна к негибкому и навязчивому мышлению. Отклонения в переживании и регуляции эмоций также очевидны. Депрессия распространена, но даже когда клинический диагноз депрессии неоправдан, анорексия чаще всего окрашена ангедонией или сниженной способностью испытывать удовольствие от нормально вознаграждающей деятельности, не в последнюю очередь социальных взаимодействий. Пациенты часто описывают притупление своих эмоций и склонны вообще избегать эмоционально стимулирующих переживаний.

Среди так называемых основных эмоций страх, в форме страха стать толстым, занимал первое место в умах клиницистов и исследователей, но в последнее время в кадр прокралась другая эмоция: отвращение. Относительно игнорируемая эмоция в психиатрии и психологии, уже есть хорошие доказательства того, что отвращение, и особенно отвращение к себе, участвует в патогенезе депрессии, некоторых фобий и форм обсессивно-компульсивного расстройства, и, как мы увидим, есть признаки того, что оно также может играть определенную роль в развитии и поддержании анорексии.

С эволюционной точки зрения, отвращение возникает как хранитель рта

Я готов предположить, что отвращение в конечном счете сыграет решающую роль в понимании аноректического мышления, средневекового и современного. Вот вам раскадровка. С пищевым поведением в его эволюционном корне физическое отвращение развивается биологически и культурно, чтобы сформировать ментальные отношения к телу такого рода, что у уязвимых людей тело и разум вступают в конфликт. Святые анорексики стремились к духовной чистоте, в то время как их сегодняшние собратья движимы извращенным представлением о физическом совершенстве. Но как в средневековых, так и в современных формах анорексия является саморазрушительным выражением "разума над материей", способом утверждения ментальной над физической самости. Ненависть к себе и стыд, производные от отвращения, являются основными движущими силами.

Первая систематическая оценка отвращения появляется в книге Чарльза Дарвина "выражение эмоций у человека и животных". (1872). Он твердо закрепляет реакцию отвращения в вещах, "оскорбляющих вкус", анализирует соответствующие выражения лица и проводит межкультурные сравнения. Несмотря на то, что исследователи регулярно перечисляют его среди множества общепризнанных основных эмоций, отвращение привлекло относительно мало интереса после этого, пока американский психолог Пол Розин и его коллеги не вытащили его в центр внимания в конце 1980-х гг. вслед за Дарвином, Розин и коллега-психолог Эйприл Фаллон проследили источник отвращения к " отвращению к перспективе (орального) включения оскорбительного объекта’ в их жизнь статья ‘Взгляд на отвращение " (1987).

Розин и его коллеги продолжили разработку теория "тело-душа-предадаптация", постулирующая механизмы, с помощью которых основная система отвращения была предадаптирована к расширению за пределы отказа от плохой пищи, чтобы сформировать защиту от других угрожающих обстоятельств в физической, социальной и моральной областях. Таким образом, с точки зрения эволюции, отвращение возникает как хранитель рта-оральная реакция отторжения на дурно пахнущие, неприятные на вкус вещества. Затем он диверсифицируется через биологическую и культурную эволюцию, чтобы стать хранителем всего тела, защищая от загрязнения и болезней, и, наконец, он разрабатывает, чтобы стать хранитель души, лежащий в основе моральных интуиций, которые направляют наше межличностное поведение. Розин и его коллеги назвали отвращение "телесно-душевной эмоцией", и, следуя этой идее, можно предположить, что она обеспечивает рамки для натуралистической переосмысления Декартовского дуализма сознания и тела. В развернутой форме отвращение-это исключительно человеческая эмоция. Тесно связанный с моральным чувством, он поднимает нас из бездны нашей животной природы, создавая отдельное чувство душевности, которым другие существа не обладают.

Джонатан Хайдт, бывший одно время учеником Розина, был выдающимся в расширении исследований отвращения в моральной и духовной сферах. Отвращение, утверждает он в "гипотезе счастья" (2005), является эмоцией, наиболее тесно связанной с нарушением божественности. Хайдт изучил священные тексты основных религий и был поражен их общей заботой о телесных вещах: еда, секс, гигиена, менструация, мастурбация, обращение с трупами и так далее – в значительной степени перечень триггеров отвращения. Религия стремится именно к тому, чтобы свести на нет подобные напоминания о нашей грубой, смертной, тварной природе . Следовательно, понятия чистоты и ритуалы символического очищения играют важную роль в большинстве религий. По мнению Хайдта, возвышение отвращения из телесной сферы в моральную и духовную-это своего рода Лестница Иакова, покоящаяся в животной грязи и восходящая к небесным облакам божественности. В светских терминах мы могли бы заменить "божественность" словами "возвышение", "благоговение" или "возвышенное". Так или иначе, функция этой полярной противоположности глубинного отвращения состоит в том, чтобы обеспечить экзистенциальное утешение перед лицом самого тревожного аспекта нашей животной природы-факта смерти.

Здесь есть отголоски "отрицания смерти" Эрнеста Беккера (1973). Беккер утверждал, что человеческая цивилизация, в конечном счете, является сложным механизмом защиты от знания того, что мы, как индивиды, обречены на смерть. Человеческое существование имеет двойственный аспект. Мы телесны, являемся частью физической реальности и потому смертны, но в то же время погружены в символическую вселенную человеческого смысла. Погруженность в миры искусства, литературы, религии, политики и так далее дает нам долю коллективного бессмертия и защищает нас от грубого факта нашей конечной индивидуальной судьбы.

Мы видим поразительное взаимодействие между божественным и отвратительным в некоторых святых анорексиках. Отталкиваемая отвратительно пахнущим нагноением раковых язв женской груди, Екатерина Сиенская возмутилась святым гневом против собственного тела (по описанию Раймонда Капуанского) и встретила свое отвращение прямо и сознательно, собрав гной в чашу и выпив его. "Когда она сделала это, - отмечает Раймонд, - искушение почувствовать отвращение прошло.’

Пожирание гноя, жевание струпьев и паучье чавканье являются весьма впечатляющими примерами героизма души

Анджела из Фолиньо (1248-1309) также пила гной, находя его вкус "сладким, как причастие", и была известна тем, что ела струпья, снятые с кожи больных и бедных. Еще одна святая анорексичка, Святая Вероника Джулиани 17-го века, начисто вылизала пол и стены грязного чулана, собирая паутину языком, пауков и все остальное. В многообразии религиозного опыта (1902), Уильям Джеймс пишет о зле мира и грехах плоти, которые были "прямо встречены и преодолены апелляцией к героическим истокам души", в контексте которых гной, жевание парши и пожирание паука, по-видимому, были бы довольно впечатляющими примерами героики души.

Эпизод с гноем у Кэтрин, по-видимому, был значительным событием в продвижении ее дальше в ее окончательно фатальную анорексию. На следующий вечер у нее было видение Христа, в котором он восхвалял ее за то, что она "уничтожила свою телесную природу с пылом Моего милосердия" (Курсив мой в этой и следующих цитатах, взятых из жития Святой Екатерины Сиенской Раймонда ). Христос предложил Екатерине немедленную награду, которая, с точки зрения современной чувствительности, может показаться содержащей внутреннюю сущность, которая полностью противодействует духовному возвышению, которое Екатерина намеревается передать:

И, положив правую руку на ее девственную шею и притянув ее к ране на своем боку, он прошептал ей: "выпей, дочь моя, эту жидкость с моей стороны, и она наполнит твою душу такой сладостью, что ее чудесное действие почувствует даже тело, которое ты ради меня презирала .’

Она пила "жадно и обильно", пока не насытилась, " и в то же время жаждала большего; ибо насыщение не порождало отвращения..."

Презрение Екатерины к своему собственному телу резко контрастирует с ее идолизацией Тела Христова и ее страстным желанием слиться с ним, которое она провозглашает языком, часто граничащим с эротическим. Кульминацией этих стремлений стал ее "мистический брак" с Иисусом, который впоследствии был отмечен в многочисленных произведениях христианского искусства. Примерно в возрасте 20 лет, когда ее анорексия крепко держалась, у Екатерины было видение, в котором она стала невестой Христа, получив в качестве обручального кольца Кольцо его крайней плоти (не, согласно средневековому ученому Каролине Уолкер Байнум, Золотому кольцу, описанному в боудлеризованном отчете Раймонда). С тех пор он постоянно оставался в поле ее зрения, хотя и был виден только ей.

Здесь было относительно мало исследований о роли отвращения в современной нервной анорексии, но есть сильные признаки того, что это направление стоит продолжить. Используя самоотчетные показатели чувствительности к отвращению, ранние исследования давали неоднозначные результаты, но объем выборки, как правило, был небольшим и включал участников с различными расстройствами пищевого поведения. Более поздние работы, специально посвященные нервной анорексии, а также с более крупными образцами – например, документ 2012 года Рут Ахарони и Марианна Герц из Центра психического здоровья Копенгагена – показали повышенную чувствительность к отвращению среди людей с анорексией по всему спектру возбудителей отвращения, но наиболее значительно для продуктов питания, продуктов для тела и магического мышления (примером чего был бы эффект "заразы" от погружения стерилизованного таракана в стакан сока. Хотя все еще совершенно пригодный для питья сок становится мгновенно менее желанным, даже отвратительным.)

Екатерина Сиенская испытывала отвращение к чувству полноты, за исключением тех случаев, когда в экстатическом воображении она поглощала кровь Христа; точно так же чувство сытости вызывает отвращение у людей с анорексией сегодня. Отвращение к самому себе в более общем смысле-видеть свое собственное тело и поведение как объекты отвращения – это выдающийся опыт при анорексии. Чувство стыда было также показано, что производное от отвращения значительно более распространено среди людей с расстройствами пищевого поведения, чем в других клинических группах, и сохраняется даже в ремиссии. Учитывая более высокую распространенность анорексии среди женщин, также стоит отметить, что существует существенная и прочная половая разница для чувствительности к отвращению, причем женщины легче испытывают отвращение, чем мужчины, по широкому кругу возбудителей отвращения, как обнаружил психолог Лайт Аль-Шаваф из Университета Колорадо и его коллеги в 2017 году.

Кажется, что отвращение связано с анорексией на всех уровнях, от нейроанатомического до социокультурного. Например, накапливаются данные о том, что анорексия связана с различиями в структуре и связанности островка, глубоко свернутой области коры головного мозга, которая играет ключевую роль в регуляции реакций отвращения, а также в восприятии вкуса и интероцепции (ощущение внутренних телесных состояний). На психосоциальном уровне отвращение и стыд часто возникают в обстоятельствах, когда человек не может поддерживать определенные культурные стандарты, и есть последовательные доказательства того, что женщины более склонны реагировать таким образом, чем мужчины, особенно в отношении их физического облика.

Стройность идеализируется в современных западных обществах, особенно для женщин, и стандарты физической внешности часто являются строгими и узко определенными. Проектируемый идеал юношеской стройности недостижим для большинства, и это способствовало высокому уровню неудовлетворенности телом среди западных женщин. Отвращение к себе и стыд по отношению к своему телу связаны со страхом вызвать отвращение и отвержение со стороны других. Американские психологи Томи-Энн Робертс и Джейми Голденберг провели обзор исследования в этой области и место его в контексте работы Беккера над телом как напоминание о смертности. Тело "болит, истекает кровью и стареет", говорят они, делая наш путь к могиле слишком очевидным, и мы управляем своим ужасом, отождествляя себя с социальными правилами и стандартами, которые служат для того, чтобы дистанцироваться от нашей болезненной тварности и превратить тело в культурный символ.

Еда
6,93 млн интересуются