Школьники, родители и учителя Тульской области столкнулись с отсутствием системы и навыков дистанционного обучения. Теоретически все участники образовательного процесса знали о существовали онлайн возможностей, но счастливо не применяли, довольствуясь традиционными классами, бумажными учебниками и тетрадями.
Как ни странно, сфера образования остается одной из самых консервативных в стране. Но вот пробил час, и эпидемия коронавируса загнала людей в новые реалии, к которым они оказались не готовы.
17 марта, когда объявили о дистанционном обучении, многие восприняли известие легко. Казалось, что все временно, и неделю можно продержаться на расширенной «домашке», а уж потом наверстать упущенное усиленными занятиями в классе. Но уже в апреле стало понятно, что история с пандемией затянется и надо как-то приспосабливаться.
Оказалось, что в регионе у чиновников от образования нет унифицированного списка образовательных платформ, нет методик их использования, а учебные программы не совпадают с размещенными онлайн материалами. Учителя не умеют организовывать образовательный процесс дистанционно и пользоваться электронными площадками для взаимодействия с учениками. Ученики не воспринимают дистанционное обучение как обязательное, а потому лень и саботаж усиливают нервозность родителей.
Обрушение электронного дневника
В марте тульский Минобр объявил: школы переходят на дистанционное обучение, люди могут пользоваться такими-то платформами и посещать виртуальные театры с концертами.
Раньше родители школьников слышали об электронном дневнике, но практического смысла в нем не было - вся работа дублировалась на привычной бумаге. С переходом на дистанционное обучение электронный дневник сразу обрушился из-за перегрузки.
Региональный министр образования Алевтина Шевелева спокойно порекомендовала заходить на сайт с нескольких попыток и использовать одновременно несколько платформ для общения, в том числе мессенджеры.
Конечно, чиновница от образования не айтишник и может не знать, что частая перезагрузка страницы вызывает полное зависание и обрушение электронной платформы. Но она обязана знать, что дублирование и разнообразие площадок создает не систему, а хаос в образовании.
Хаос многообразия
Преодоление кризиса в образовательном процессе легло на плечи учителей и родителей школьников.
Учителя сгенерировали настоящее разнообразие способов работы с учениками. С каждым днем множатся электронные площадки и способы передачи информации.
Вот некоторые из них:
- Российская электронная школа
- ЯКласс
- Яндекс Учебник
- Учи.ру
- Передача фото- и видео-материалов через мессенджеры
- Получение и передача домашних заданий через электронный дневник
- Дистанционные уроки на платформе ZOOM.
«Стихи наизусть и пересказы записываем на видео и оправляем учителю через Viber или WhatsApp, записи решений и упражнений в тетрадях фотографируем и высылаем также. Иногда смотрим видеоуроки, размещенные учителем на Яндекс Диске. Это базовая работа», - делится дистанционными буднями Ольга, мама ученицы 5 класса одной из тульских школ.
«Отчетность по основным предметам дополняют фоторепортажи по дисциплинам, типа рисования и технологии, а еще выполнение заданий по иностранному языку в тетради, учебнике, книге для чтения, на листочке и еще на какой-нибудь образовательной платформе. И у всех заданий есть сроки и требования к оформлению», - рассказывает Екатерина, мама ученика 3 класса.
«Онлайн уроки большая редкость. В основном для отчета школ перед начальством. Дистанционное обучение сводится к передаче заданий на дом и их проверке, а роль учителя делегирована родителям», - полагает Татьяна Эдуардовна, бабушка ученика 7 класса.
Общественники не помогут
В официальном аккаунте Общественной Палаты Тульской области в Инстаграм от имени члена комиссии по развитию образования и науки, директора МБОУ «ЦО №1» Веры Сошневой размещен пост по теме дистанционного обучения в регионе.
«Такое дистанционное образование не сильно отличается от школьных будней: ученики по-прежнему должны выполнять домашние задания и присутствовать на уроках, хоть и виртуально… Дистанционное обучение не проблема для современных детей и учителей», - пишет Вера Витальевна.
Сошнева чиновник со стажем. До 2013 года возглавляла управление образования администрации Тулы. И сейчас она отвечает за работу центра образования и не может публично признаться в наличии проблем. Но публиковать настолько расходящуюся с реальностью чушь, да еще и в статусе общественника – это ниже дна.
Экзамены не отменяются
С государственной аттестацией школьников в 2020 году тоже ничего не понятно.
4-11 классы: Всероссийские проверочные работы (ВПР) перенесены с апреля на начало следующего учебного года, то есть на сентябрь-октябрь.
9 классы: Основной государственный экзамен (ОГЭ) по выборным предметам отменяется. По русскому языку и математике даты проведения испытаний сдвинули на 8 июня-31 июля. Временной интервал дан регионам для самоопределения конкретной даты.
11 классы: Единый государственный экзамен не отменяется. Его проведут в обычной форме – никаких дистанционных процедур министерство просвещения РФ не планирует. Новые даты проведения ЕГЭ – 15 июня или 22 сентября. Будут смотреть по ситуации. Повторный перенос даты экзаменов также возможен.
Свой экзамен по дистанционному обучению российская средняя школа уже провалила.