Что может быть хуже заказухи? Только бездарно выполненная заказуха. Так, на днях «Новая Газета» внезапно озаботилась проблемой китайских мусульман и выкатила статью «Китайская переделка», в которой приведены истории людей, якобы прошедших через китайские трудовые лагеря, перевоспитывающие мятежных мусульман.
Оставим за скобками то, что появление публикации совпало с началом информационной войны, развязанной США против Китая. Допустим, журналисты «Новой» решили опубликовать статью по своей инициативе. Тогда возникает вопрос – как так случилось, что у всей редакции внезапно и одновременно случился коллапс критического восприятия подготовленного материала? Рассказанные истории просто кишат противоречиями, вызывающие даже не сомнения в их достоверности, а уверенность в том, что это грубо слепленная фальшивка.
Так, например, первая героиня – Турсунай (имя изменено) рассказывает о том, как тяжело было жить в Китае. Режим свирепствовал:
«Местные патрули могут остановить человека на улице, чтобы проверить документы. Они сканируют удостоверение личности портативными приборами для проверки документов и, если проблем нет, отпускают».
Каково, а? Какие вам еще нужны доказательства тирании? Но вот Турсунай попала в лагерь. Колючая проволока, надзиратели с оружием, и вдруг: «Мы пользовались телефонами, выходили на улицу, но покидать территорию было запрещено». Как-то не очень похоже на концлагерь.
Дальше – больше. Несчастных уйгуров, по словам Турсунай, хватали на улице и без суда и следствия отправляли в лагеря на десятки лет. Но если не было суда, откуда она может знать, на какой срок кого отправили? Тем более, саму женщину отпустили буквально через два месяца. Допустим, все так и было, но далее героиня описывает отправку в лагерь:
«Автобусы были забиты женщинами — примерно 6‒8 тысяч. Были молодые мамы, их дети остались дома одни».
Давайте прикинем, максимальная вместимость «Икаруса» — 60 человек. Соответственно, для перевозки даже минимальных 6000 человек понадобилось бы 100 автобусов, которые вытянулись бы на 1,5 км. Очевидно, что сосчитать даже примерное количество узников, находясь непосредственно в автобусе, невозможно физически. Почему это не смутило никого из сотрудников «Новой Газеты»? Потому ли, что очень спешили опубликовать материал?
А вот история Аманжана, который провел в «китайских концлагерях»… тоже два месяца. При этом своим поведением в Китае Аманжан старательно стремился вызвать подозрения у полиции на свой счет:
«Они говорили со мной до утра. Спрашивали, читаю ли я намаз, хожу ли в мечеть, как зовут моих детей, где они учатся. Сказали, мне срочно нужно в Тачэн, чтобы выписаться из домовой книги, где я жил. Велели купить билет на ближайший рейс до Урумчи. Когда они следили за тем, как я стою у кассы, я понял, что происходит неладное. Убедившись, что я купил билет, они ушли. Вместо того чтобы сесть на самолет, я спрятался в туалете. Через двадцать минут выбежал из аэропорта на улицу, поймал такси и поехал в казахстанское посольство. Там меня не стали слушать».
Конечно, в некоторые факты и обстоятельства журналистам сложно проверить. Но они не озаботились даже тем, что легко проверить. Аманжан утверждает, что полиция его забрала из аэропорта города Урумчи и отвезла в участок в г.Тачэн. Ехали они 8 часов. Из одного конца страны в другой за 8 часов на автомобиле? Возможно ли это? Легко проверить с помощью гугл-карты. И она утверждает, что такая поездка заняла бы почти двое суток.
Журналистов «Новой газеты» видимо в Гугле заблокировали. Аманжан уверяет, что в здании, где он жил, круглосуточно горел свет, чтобы за ними можно было наблюдать с помощью видеокамер. Но чуть позже упоминает, что «в коридорах было очень темно и тихо».
Следующая заключенная Малика тоже склонна к сочинительству. После лагеря, по её словам, было вот что:
«Они заставили подписать бумаги о неразглашении того, что было в лагерях. В участке на одном из документов я прочитала, что задержавших меня полицейских премировали за мой арест».
Кто хоть немного знаком с делопроизводством, сразу заметит подвох в словах про награжденных полицейских. Но еще больше изумится тот, кто будет читать басни Малики с самого начала. Ведь задержали её пограничники. И передали совсем другим полицейским. И в этом участке просто не может быть никаких наградных документов на полицейских с другого участка. Но даже, если бы они и были, то Малика не могла бы их прочитать, потому что они находились бы в отделе кадров.
И вот еще что должно было насторожить настоящего журналиста. Речь идет о неких лагерях перевоспитания, но все рассказчики пробыли там довольно короткие сроки. Все они были задержаны при пересечении границы. Судя по всему, речь идет либо о фильтрационных миграционных центрах, либо о чем-то, связанном с проверкой на терроризм. В конце концов, китайцы же не идиоты, чтобы думать, будто человека можно перевоспитать за два месяца. Но «Новая Газета» упирает на то, что это именно «лагеря перевоспитания».
Журналист должен был, как минимум, отложить материал до того, пока все противоречия в словах «пострадавших» не будут устранены. Но видимо «дорога ложка к обеду» – материал нужно было обнародовать здесь и сейчас. Видимо США дали команду. Ну, а раз хозяин дал команду «голос», нужно лаять.