Найти тему
НАРОДЫ И РЕЛИГИИ

Сошествие в ад и воскресение Христа: мифологические корни евангельской легенды

Икона Воскресение Христово // pravoslavmolodezh.ru
Икона Воскресение Христово // pravoslavmolodezh.ru

Сошествие Иисуса Христа в ад — догмат в католицизме, православии и некоторых протестантских церквах согласно которому, после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву.

В канонических евангелиях нет упоминания данной легенды, однако в некоторые отрывки есть в Деяниях апостолов:

«Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. 3:18-19)

«Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет. 4:6)

«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А „восшел“ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4:8-9)

Наиболее полно сошествие в ад описано в третьей части апокрифического «Евангелия от Никодима» (III век).

Тем не менее, и до путешествия Христа в преисподнюю данное направление было популярно у различных героев и богов.

Это "бродячий сюжет" античной мифологии:

- Гильгамеш, отправляющийся за своим другом Энкиду («Эпос о Гильгамеше»).
- Поэмы шумерских мифов о сошествии
Инанны-Иштар в подземное царство за Таммузом
-
Орфей, спускающийся в ад (Аид) за Эвридикой.
-
Дионис, спускающийся в ад (Аид) и выводящий оттуда на небо свою мать Семелу.
- 12-й подвиг
Геракла: Укрощение стража Аида — пса Цербера и освобождение оттуда Тезея, Перифоя и Алкесты, жены Адраста.
-
Одиссей, спускающийся в Аид ради предсказания («Одиссея»).
-
Кецалькоатль спускается в Миктлан (мир мёртвых), чтобы забрать кости людей предыдущих эпох, а затем, окропив их своей кровью, создаёт новое человечество.
-
Вергилий в VI песне «Энеиды» описывает сошествие Энея в ад для свидания с отцом Анхизом.
- Скандинавский воин
Хермод спускается в Хель за Бальдром.

Кроме того в иудейской теологии рубежа нашей эры был известен такой сюжет как пророк или мессия восстают через 3 дня из тьмы.

Будь то ветхозаветный Иона, который вылез из чрева кита через три дня или некий мятежник Симон (4 год до нашей эры), которому архангел Гавриил приказал восстать из мертвых согласно "Откровению Гавриила".

В любом случае мифы всегда имели и имеют символическую силу, а часто и некий моральный посыл, веру в добро. Поэтому, видимо, эти сюжеты и являются "бродячими", поскольку вызывают отклик у всех людей.