Найти тему

Большинство фрашниз для малого бизнеса сплошное нагибалово, или как не купить говнофраншизу

Оглавление

Последние несколько лет сильно пошла мода на франшизы, особенно среди начинающих предпринимателей. Ведь зачем с нуля открывать свой собственный бизнес, учиться, набивать шишки и т.д., ведь проще взять уже работающую бизнес-модель и просто повторить! Но не торопитесь радоваться, не все так просто, как кажется на первый взгляд. Дело тут в том, что львиная доля франшиз сегодня на рынке, нацеленных на малых предпринимателей – это говнофраншизы. «Готовый продукт» от тех, кто сам не в состоянии построить нормально бизнес-процессы или просто откровенные лохотроны, рассчитанные на человека, который никогда не занимался бизнесом и ему очень сложно распознать, где правда, а где вымысел. Этой статьей, я попробую открыть вам глаза не некоторые моменты, которые необходимо понимать, если вы хотите открыть бизнес по франшизе, чтобы потом не было мучительно больно осознавать, что вас просто обманули.

Почему же я утверждаю, что на рынке очень много недофраншиз?! Дело тут в том, что это сегодня очень выгодно заниматься продажей таких франшиз. Увы, всевозможные бизнес-школы типа «молодость бизнес» (все совпадения случайны), очень сильно гадят неокрепшим умам в голову, давая иллюзию того, что ты стал успешным бизнесменом. И эти же неокрепшие умы, поняв что бизнес идет у них не очень, рано принимают решение его масштабировать и открывают франшизу, продавая ее другим под видом идеально работающего бизнеса. А в ряде случаев, просто продают идею под видом супер-пупер выгодной франшизы, осознанно вводя людей в заблуждение и давая липовые цифры на презентациях. Разоблачение франшиз думаю многие в интернете видели, во многих случаях владельцами таких франшиз являются выходцы из всяких онлайн-школ. И самое интересное, что и покупателями часто оказываются выходцы этих же школ, которые гонятся за легкими деньгами. У меня даже иногда возникает вопрос, а не учатся ли эти самые горе-предприниматели на одном и том же потоке? А потом судятся друг с другом, один говорит, что ему не дали кнопки «бабло», второй кричит сам виноват, моя франшиза рабочая, вот калькулятор на моем сайте какие цифры по прибыли рисует (ну это я уже утрирую немного).

Прежде чем идти дальше и разбираться в том, как же отличить плохую франшизу от хорошей, необходимо немного разобраться в том, что же это такое и что необходимо понимать перед покупкой франшизы. Это нужно для того, чтобы в дальнейшем понимать откуда ноги растут и определенные нюансы, по которым можно отсеять предложения не являющиеся на самом деле франшизами, а просто выдающие себя за таковые.

Сразу предупрежу, что примеры приведенные в статье не являются рекламой какой-либо франшизы, просто они попались под руку первыми.

Что такое франшиза простыми словами

Если не грузить вас терминами, то франшиза – это, по сути, аренда бизнеса. Франчайзер (владелец франшизы) дает разрешение франчази (тот кто будет пользоваться франшизой, т.е. новоиспеченный предприниматель) на продажи под его брендом, а также может помогать выстраивать основные бизнес-процессы по определенным стандартам, которые себя уже зарекомендовали как эффективно рабочие в рамках этой компании. Также может осуществлять поставку товаров или оборудования для работы, предоставлять уже настроенные учетные системы, разрабатывать маркетинговую стратегию, проводить обучение сотрудников и т.д., и т.п., тут условия могут быть индивидуальны в зависимости от самой франшизы.

Что такое паушальный взнос и роялти

Франшиза состоит из 3 частей – это паушальный взнос, это роялти и это инвестиции. С инвестициями надеюсь тут все предельно понятно – это то, сколько денег в этот бизнес придется инвестировать. А вот с остальными терминами давайте чуть разберемся.

Паушальный взнос – это единоразовый платеж за возможность пользоваться чужим именем (брендом), также сюда можно включить передачу стандартов, технологий и прочего. Ведь франчайзер заинтересован в том, чтобы вы предоставляли качество клиентам не хуже, чем это делают они и их другие франчази. Иначе будет подорван авторитет к бренду, появятся негативные отзывы и весь бизнес пойдет на спад. А это не выгодно ни одной, ни второй стороне.

Франчази (приобретатель франшизы) уже на старте получает определенные бонусы в виде трафика, т.к. есть узнаваемость, есть постоянные клиенты, есть положительно сформированные имидж. Согласитесь, если вы откроетесь под маркой «220 вольт» у вас при прочих равных будет больше клиентов, чем если откроетесь под вывеской «ИП Иванов Иван Иваныч».

-2

Роялти – это ежемесячный платеж (некая арендная плата) за использование франшизы, технологий, стандартов и прочего. Роялти может быть как в виде фиксированной суммы, так и в виде процента с прибыли или маржи. Т.е. вы, по сути, делитесь частью денег с владельцем франшизы, даже если вы еще ничего не заработали и не вышли на окупаемость. В ряде случаев могут быть поблажки, и вы должны платить роялти не с первого месяца, а например с четверного. Или суммы и проценты могут меняться в зависимости от того, как долго вы работаете. Опять же тут индивидуально, в зависимости от самой франшизы.

На что обращать внимание при выборе франшизы

И вот мы подошли к самому интересному, а именно тому, на что обратить внимание, чтобы не купить плохую убыточную франшизу. Нюансов на самом деле огромнейшее количество и не имея огромного опыта за плечами будет очень сложно разобраться со всеми подводными камнями. Риск попасть на бабки есть даже с хорошими франшизами, которые на рынке очень давно и уже себя зарекомендовали. Это бизнес и тут нет 100% гарантий! Но есть способы отсечь на начальном этапе говнофраншизы и франшизы, которые по сути и не являются франшизами, тем самым сильно снизив свои риски и не напоровшись на лохотрон. Если вы не первый день интересуетесь бизнесом по франшизе, то наверняка уже читали статьи о том, по каким критериям нужно выбирать франшизу. Но продажники говнофраншиз научились шифроваться и далеко не сразу становится понятно, что перед вами. Поэтому мы капнем чуточку глубже, и я даже дам несколько инструментов как проверить те или иные нюансы по франшизе и убедиться в том, правду ли они говорят в своих презентациях. Тем самым мы отсеем многих тех, чьим бизнесом является банально продажа франшиз и кто пытается ввести вас в заблуждение и продать вам кусок знаете чего под видом работающей модели бизнеса.

У хорошей франшизы, давно работающей на рынке, всегда должны быть две важных составляющих: Имя (бренд) + бизнес-процессы, которые компания отлаживала достаточно продолжительное время, чтобы все работало как часы. Это всегда нужно держать в голове и не забывать, т.к. отсюда вытекает большое количество важных нюансов. Но обо всем по порядку.

Сколько лет франшиза на рынке

Я надеюсь очевидно, что успешный и прибыльный бизнес нельзя построить в короткие сроки и наладить все бизнес-процессы при этом. Поэтому ваша задача на первом этапе понять, насколько компания молодая или наоборот старая. Большое количество плохих франшиз созданы относительно недавно, бизнес-процессы там сделаны на коленке или вовсе это откровенный лохотрон и основным бизнесом компании является продажа самих франшиз. При этом не стоит верить написанному на сайте продажи франшизы, т.к. там банально могут вводить вас в заблуждение. Одно дело когда речь идет о франшизах крупных международных компаний, которые все и так знают, другое – когда вы о компании мало что знаете и нет понимания реальной истории компании на рынке. Вестись на статьи в блогах или каких-то изданиях тоже не самая лучшая стратегия, потому что это сегодня все покупается, и откровенные мошенники могут за очень скромные деньги создать себе якобы имя в сети.

Помочь это проверить нам поможет сайт компании, в первую очередь домен (имя сайта). Есть простой инструмент проверки, о котором вы, возможно, знаете – это Whois сервис. Иными словами – это проверка информации о домене. Например, вот Whois сервис от RU-Center. Вбиваем имя домена и видим, когда этот домен был зарегистрирован.

-3

Правда тут есть ряд нюансов тоже. Компания могла по мере своего роста менять домен на другой. Или вовсе была смена концепции бизнеса и старое имя стало не актуальным. В общем причин может быть несколько, но в большинстве своем компании меняют очень редко домены.

Другой нюанс – это для создания легенды условные мошенники могут купить уже ранее зарегистрированный домен, либо нормальная добросовестная компания может это сделать осознано, когда доменное имя, которое им интересно уже кем-то занято и просто договорится о покупке этого домена. Однако и тут мы можем это проверить и поможет в этом нам забугорный сервис – web.archive.org. Это некий веб-архив интернет-сайтов, которые сервис индексирует и хранит в своей базе данных, и мы имеем возможность посмотреть как сайт выглядел несколько лет назад, и какая на нем была информация на тот период времени.

-4

Например, мы можем посмотреть как выглядел сайт «Додо пицца» 1 июля 2014 года. Мы отчетливо видим, что это именно та самая пицца и на рынке они работают не первый год, а соответственно у компании есть история, постоянные клиенты, и уже обкатанные бизнес-процессы.

-5

Но бывает и много случаев, когда под одним доменом в разные времена открывалось и закрывалось большое количество компаний. И при помощи этого сервиса вы сможете это достаточно просто отследить.

Зарегистрирован ли товарный знак

Это еще один очень важный нюанс, на который нужно обратить свое пристальное внимание. Как писал выше, есть 2 важных составляющих у франшизы: имя (бренд) + отлаженные бизнес-процессы. И как мы уже выяснили, паушальный взнос включает в себя плату за то, что вы пользуетесь чужим брендом и получаете с этого определенные дивиденды. Между вами (франчази) и франчайзером заключает договор коммерческой концессии, когда юридически правообладатель предоставляет другой стороне (пользователю) право пользоваться его интеллектуальной собственностью или иным комплексом средств, принадлежащих ему.

Если товарный знак не зарегистрирован, то отсутствует важнейшая составляющая франшизы, что позволяет называть ее франшизой. В ином случае это не договор франшизы, а обычный договор, заключенный между двумя предпринимателями. Зарегистрировать товарный знак стоит далеко не 100 рублей, а гораздо больше и по времени это занимает очень много времени. В общем и целом операция трудозатратная. Естественно, у откровенных лохотронов товарный знак не зарегистрирован и вам подсовывают обычный типовой договор, скачанный на просторах интернета. Мелкие бизнесы с бизнес-процессами на коленке тоже очень редко регистрируют товарный знак, поэтому если товарный знак зарегистрирован, вы автоматически отсекаете большое количество говнофраншиз, хотя не исключаете их полностью. В ином же случае, вы рискуете нарваться на очередного инфобизнесмена, от которого вы получите кучу макулатуры и мифическое обучение (бывает даже по скайпу), а также мифическую поддержку. В общем отдадите паушалку ХЗ знает за что. А вернуть ее потом не так просто, даже если вам пообещают это. Есть большой риск, что вам скажут «сам дурак» и пошлют в пешее эротическое.

-6

Поэтому сразу спрашивайте и проверяйте если и у компании зарегистрированный товарный знак. Либо это можно в большинстве случаев проверить даже через специализированные онлайн сервисы, например при помощи вот этого.

Ведет ли франчайзер бизнес сам

Иными словами, есть ли у франчайзера свои торговые точки, например, или его бизнес представляют только люди купившие франшизу (франчази). Если компания сама ведет бизнес – это значит, что они держат руку на пульсе, понимают как меняется рынок, какие новые тенденции появляются, чего хотят клиенты и могут изменять свои бизнес-процессы на более эффективно работающие модели. А соответственно эти более эффективные модели будут внедряться и у вас. Если же не ведет бизнес, то стоит задуматься, а так ли прибылен этот бизнес как его описывают. Вполне может оказаться, что продавать франшизы гораздо выгоднее, чем заниматься собственно этим бизнесом.

Есть ли бизнес-план

Очень нелишним будет понимать, всю финансовую составляющую, так сказать экономику будущего бизнеса. Но не просто — вот доход, а вот расход. А очень детально расписанный (чем детальнее, тем лучше), со всеми не очевидными на первый взгляд затратами, налогами и пр.

Также очень немаловажно понять, какие планы на будущее у компании, как она видит свое развитие через 3-5 лет. Если плана на развитие как такового нет, то скорее план продавать как можно больше франшиз, а там трава не расти.

Есть ли отзывы франчази

Погуглите отзывы на ту или иную франшизу. Конечно, сегодня доверять отзывам на 100% не надо, т.к. они с легкостью пишутся на заказ. Постарайтесь найти обсуждения реальных пользователей на форумах или в социальных сетях. Но я пять же не забываем про фейковые аккаунты и ботов, которые могут писать много положительных отзывов. Практически ни один бизнес не может работать идеально 24/7 и косяки рано или поздно случаются, и если вы видите большое количество отзывов и они все положительные, есть большая вероятность, что они просто накручены. Будьте бдительны!

Также совсем не лишним будет лично пообщаться с франчази. Большинство вам расскажут о тех подводных камнях, которые вас ожидают. Причем в идеале опросить как можно больше партнеров, чтобы в голове нарисовалась общая картина в целом.

Как проходит обучение и поддержка

Когда вы новичок в бизнесе, особенно если бизнесом до этого никогда не занимались, то поддержка и обучение для вас будут очень важны. Причем тут нужно смотреть, что конкретно за обучение будет, по каким вопросам, и как часто оно будет проходить. Говнофраншизы как таковым обучением своих франчази не занимаются, в лучшем случае в самом начале уделят вам несколько часов, рассказав, что и как нужно делать в общих чертах. А дальше мол колупайтесь сами…

Резюмируем

Надеюсь, эта информация поможет вам лучше разобраться в том море франшиз, которое сегодня существует на рынке, и вы без особого труда сможете отсеять откровенные лохотроны и говнофраншизы, сконцентрировав свое внимание на действительно стоящих вариантах. Однако не забывайте, что любая франшиза – это тоже бизнес, и купив ее, вы на автомате не начнете зарабатывать баснословные деньги. Придется нормально так поработать на первом этапе, чтобы освоить все бизнес-процессы. Также выбирайте франшизу в той нише, в которой вы действительно разбираетесь, это значительно повышает шансы на успех. Удачи вам в выборе франшизы!

Магазин цифровых товаров и услуг