Найти в Дзене

Узбекистан за 9 дней. День 6#2. Самарканд. Секстант Улугбека. Волшебная бумага.

Оглавление
Секстант обсерватории Улугбека.
Секстант обсерватории Улугбека.

Продолжение. Обсерватория Улугбека. Самаркандская бумага. Часть 24...

Сейчас мы с вами отправимся на северо-восточную окраину города посмотреть уникальную обсерваторию, по дороге сделаем запас самаркандских лепёшек, заглянем в музей Улугбека и нанесём визит в необычную мастерскую, где возродили древнюю технологию изготовления знаменитой самаркандской бумаги.

112. Лепёшечный рай.

Утро на автопарковке около музейного комплекса, включающего в себя древнюю обсерваторию, памятник и музей Улугбека.

Солнце уже припекает, продавцы сувениров и лепёшек раскрывают солнцезащитные зонты и раскладывают свой товар в ожиданиии наплыва туристов.
Солнце уже припекает, продавцы сувениров и лепёшек раскрывают солнцезащитные зонты и раскладывают свой товар в ожиданиии наплыва туристов.

Гид и, по совместительству, водитель Азиз подвёл нас к женщине, продающей свежайшие лепешки, укутанные в тёплый плед для сохранения температуры.

Самаркандские лепешки (самарканд нони ясалиши) - весьма своеобразные: с высокими краями и вдавленным центром, весом около 1,5 килограммов, украшенные семью "точками" из зёрнышек чёрного тмина. Мякоть очень плотная, напоминающая по консистенции и вкусу "белый" хлеб из качественной пшеничной муки.

Состав: мука, дрожжи, молоко, яйцо, соль, сахар, чёрный тмин. Выпекать из можно как в тандырной печи, так и в духовке.

Нам они показались несколько тяжеловатыми. С одной такой лепёшкой мы вдвоём "боролись" три дня, но так и не справились. Оставшуюся половину пришлось увезти в Москву...

"Фирменные" самаркандские лепёшки нони ясалиши домашней выпечки.
"Фирменные" самаркандские лепёшки нони ясалиши домашней выпечки.

А ещё нам приглянулись лепешки из тонких жгутиков слоёного теста, выложенных по спирали. Такие узбекские лепёшки популярны в Бухаре и Самарканде. Называют их патир (патыр). Не путать с таджикской луковой лепёшкой фатир!

Лепёшки-патир довольно тонкие, от них легко и удобно отрывать кусочки нужного размера. И они о-о-чень вкусные!
Лепёшки-патир довольно тонкие, от них легко и удобно отрывать кусочки нужного размера. И они о-о-чень вкусные!

113. Обсерватория и музей Улугбека.

Внук Тимура (Тамерлана), Мухаммад Тарагай Улугбек, родился в 1394 году. Юный царевич рано стал проявлять способности к наукам и интерес к математике. Сильное впечатление на него произвело посещение с дедом Тимуром Марагинской обсерватории, созданной персидским учёным Насир ад-Дином ае-Туси в XIII веке. Именно тогда его увлекла астрономия.

Став правителем Самарканда, с помощью видного математика Казы-заде Руми, Улугбек реализовал мечту о создании собственной современной обсерватории.

У основания каменистого холма Тали-Расад (Кухак) на просторной площади в 2010 году установлен памятник коронованному учёному, правителю среднеазиатского удела Темуридов, Мирзо Улугбеку.

Автор памятника - народный художник Узбекистана Равшан Миртаджиев. На втором плане видно панно, символизирующее звёздное небо.

Наверх, к музею и обсерватории, ведёт гранитная лестница.

У памятника Улугбеку (1394 - 1449) всегда многолюдно.
У памятника Улугбеку (1394 - 1449) всегда многолюдно.

Обсерватория Мирзо Улугбека была сооружена в 1428 - 1429 годах. Её остатки были обнаружены в 1908 году археологом В.Л. Вяткиным.

В 1948 году археологические раскопки под руководством В.А. Шишкина позволили расчистить фундаменты обсерватории.

Надземная часть обсерватории была выстроена в виде цилиндрического трёхэтажного здания высотой более 30 метров.

Главным инструментом обсерватории был высеченный в скале угломер-секстант, представляющий собой фрагмент окружности радиусом 40,21 метра, позволявший наблюдать за движением тысяч звезд.

Учёные-астрономы, работавшие в обсерватории, к 1437 году составили каталог звёздного неба из 1018 звёзд, названный Гурганский зидж. Они же определили длину звёздного года с погрешностью всего в 58 секунд! Невообразимая точность для XV века...

Высеченный в скале угломер-секстант (квадрант) обсерватории Улугбека.
Высеченный в скале угломер-секстант (квадрант) обсерватории Улугбека.

Музей Улугбека, оформленный в традиционном стиле с использованием мозаики и майолики, выстроен рядом с его обсерваторией.

Экспозиция музея состоит из двух частей. Первая рассказывает об Улугбеке как о государственном деятеле, вторая - о его научной деятельности.

Коллекция музея была создана в рамках сотрудничества специалистов Академии наук, Министерства по делам культуры и спорта, Академии художеств Узбекистана.

Туристы у входа в музей Мирзо Улугбека.
Туристы у входа в музей Мирзо Улугбека.

В экспозиции музея представлены макеты, муляжи, чертежи и книги. Среди них - уменьшенная модель секстанта.

Макет архитектурных сооружений города Шахрисабз - одного из древнейших городов Центральной Азии. Скоро мы с вами там побываем и увидим всё своими глазами.
Макет архитектурных сооружений города Шахрисабз - одного из древнейших городов Центральной Азии. Скоро мы с вами там побываем и увидим всё своими глазами.

В экспозиции музея можно увидеть более двухсот подлинных предметов эпохи Мирзо Улугбека.

Декоративная майолика XV  века.
Декоративная майолика XV века.

114. Бумажная мастерская в Кони Гиль.

Всего в 4 км к востоку от обсерватории Улугбека, в пригороде Самарканда на берегах арыка Сиаб (Siyob arig'i) расположен кишлак Кони Гиль (Konigil). Большую часть пути можно проехать по самаркандской кольцевой дороге (Samarqand halqa yo'li), повернув направо (на юг) не доезжая 1 км до Кони Гиль.

Здесь расположена мастерская или, как её громко называют, "фабрика" MEROS, производящая самаркандскую "шёлковую" бумагу по традиционному рецепту VIII века с использованием старинных механизмов и инструментов.

Быстрое течение речек издавна использовалось для приведения в движение различных механизмов (водяных мельниц-тегирмон, маслобоен-обжувоз, водяных зачерпывающих колёс-чархпалах для орошения и даже механических устройств для измельчения коры тутового дерева).

Такую механическую "ступу-толкушку" для коры можно увидеть в действии в мастерской по производству бумаги в Кони Гиль.

Мостик через арык Сиаб. За мостиком, у стены строения, видно водяное колесо. Примечательно, что этот арык питают не высокогорные ледники, а многочисленные равнинные подземные источники.
Мостик через арык Сиаб. За мостиком, у стены строения, видно водяное колесо. Примечательно, что этот арык питают не высокогорные ледники, а многочисленные равнинные подземные источники.
Ветки тутовника - исходное сырьё для производства самаркандской бумаги.
Ветки тутовника - исходное сырьё для производства самаркандской бумаги.

Технология производства самаркандской "шёлковой" бумаги известна с VIII века. Заготовленные тонкие ветви тутового дерева (шелковицы) замачивают на несколько дней. Затем снимают с них молодую кору и острым ножом отделяют от нее тонкие волокнистые пласты камбия.

Длинные полоски камбия загружают в ступку с механическим приводом от водяного колеса, где материал измельчается в течение 5-6 часов. Полученную кашицу разбавляют водой и зачерпывают ситом. Лишняя вода стекает. Оставшиеся на сите волокна сушат под прессом. После сушки идёт вальцовка и глянцевание (лощение).

Положив лист бумаги на полированную мраморную плиту, лощильщик с нажимом водит по поверхности бумаги куском полированного до блеска агата или гладкой морской раковиной. После этой операции самаркандская "шёлковая" бумага приобретает необходимую плотность, гладкость и шелковистость.

Считается, что такая бумага может храниться до 2000 лет.

В одном из рабочих помещений фабрики MEROS.
В одном из рабочих помещений фабрики MEROS.
Чаны для замачивания сырья.
Чаны для замачивания сырья.
Девушки вручную отделяют от веток кору и соскабливают с неё тонкий слой камбия. Полоски камбия накапливаются в большом оцинкованном тазу, стоящем между ними.
Девушки вручную отделяют от веток кору и соскабливают с неё тонкий слой камбия. Полоски камбия накапливаются в большом оцинкованном тазу, стоящем между ними.

На Руси также использовался камбий, правда, не тутовника, а липы. Назывался он "лыко". Из узких полосок лыка делали грубые мочалки для бани, кисти для побелки стен известью и маленьких кукол для детей.

Готовые листы бумаги, окрашенные в разные цвета.
Готовые листы бумаги, окрашенные в разные цвета.

Самаркандская бумага прочна и приятна на ощупь, поэтому на фабрике MEROS из неё делают более 50 видов сувенирной продукции.

Одежда, сшитая из прочной "волшебной" шёлковой бумаги.
Одежда, сшитая из прочной "волшебной" шёлковой бумаги.

Из бумаги делают календари, одежду, чехлы для смартфонов, лёгкие сумочки, маски из папье-маше и маленьких сувенирных кукол.

Сумки из самаркандской "шёлковой" бумаги.
Сумки из самаркандской "шёлковой" бумаги.
Сувенирный настенный календарь.
Сувенирный настенный календарь.
Бумажные куклы в традиционных костюмах.
Бумажные куклы в традиционных костюмах.
Маски из папье-маше.
Маски из папье-маше.

Отведав на свежем воздухе зелёного чая с восточными сладостями, мы покидаем замечательную фабрику-мастерскую MEROS и в компании Наили и Азиза отправляемся к мечети Хазрет-Хызр на улице Ислама Каримова.

Путешествуйте с нами, подписывайтесь на канал Всюду Вместе!

Ставьте оценки статье и пишите комментариями!

Спасибо, что дочитали до конца.

Продолжение следует...

Путешествуйте больше! Приглашаем вас в виртуальное путешествие Москва - Ферапонтово на машине.