Найти в Дзене
Алексей Науменко

Самые простые трюки производят наибольший эффект

Сравнительно недавно (14–15.04.2020 г.) многие СМИ, включая отечественные, разразились “душераздирающими” заголовками — “США показали мощь F-35 перед российскими военными в Сирии”. Как всё серьёзно… А что из себя представляет "современный" F-35 Lightning?! Попробуем разобраться… В итоговом отчёте Министерства обороны (МО) США за 2019 г. истребитель-бомбардировщик F-35 представляется “не до конца разработанным, уязвимым самолётом, который так и не (с)может полноценно функционировать”. Близость цели — это не её достижение: на расстоянии шага встречается пропасть, которую не перейти По данным на 28.02 2020 г. F-35 не стал надёжнее. По мере приближения принятия решения о начале серийного производства число неразрешённых изъянов конструкции, вспоминая январь, выросло на 10. В отчёте Директора программы оценочных испытаний DOT&E отмечено: 1) вопросы повышения надёжности не решены с 2016 г.; 2) пушка F-35A “не умеет” точно стрелять, кроме того, разрушает конструкцию планера самолёта; 3) прогр
Гораздо труднее быть простым, чем сложным...
Гораздо труднее быть простым, чем сложным...

Сравнительно недавно (14–15.04.2020 г.) многие СМИ, включая отечественные, разразились “душераздирающими” заголовками — “США показали мощь F-35 перед российскими военными в Сирии”. Как всё серьёзно… А что из себя представляет "современный" F-35 Lightning?!

Попробуем разобраться… В итоговом отчёте Министерства обороны (МО) США за 2019 г. истребитель-бомбардировщик F-35 представляется “не до конца разработанным, уязвимым самолётом, который так и не (с)может полноценно функционировать”.

Близость цели — это не её достижение: на расстоянии шага встречается пропасть, которую не перейти

По данным на 28.02 2020 г. F-35 не стал надёжнее. По мере приближения принятия решения о начале серийного производства число неразрешённых изъянов конструкции, вспоминая январь, выросло на 10.

В отчёте Директора программы оценочных испытаний DOT&E отмечено:

1) вопросы повышения надёжности не решены с 2016 г.;

2) пушка F-35A “не умеет” точно стрелять, кроме того, разрушает конструкцию планера самолёта;

3) программное обеспечение (ПО) истребителя уязвимо;

4) технические средства моделирования, необходимые для полноценного испытания самолёта, и обучения пилотов остаются незавершёнными;

5) техническая готовность истребителя ниже требований.

Сложная на первый взгляд проблема, при правильном к ней подходе, окажется ещё более сложной

Программа разработки F-35 “дышит” с 2001 г. Изначально было определено 536 технических параметров, задающих функциональные требования к самолёту и его системам. К концу 2019 г. преодолён рубеж 493. Некоторые проблемы не находят решения с 2016 г…

Так недостаточная долговечность планера в перспективе приведёт к растущей потребности в запасных частях и затратам на техническое обслуживание (ТО). По мнению руководителей Управления оценочных испытаний ряд целей так и не удастся достигнуть, разве что по ходу “очередных” проектов.

CV F-35C, ВМС США, наибольшие среди трёх вариантов площадь крыла, запас топлива и боевой радиус. Планер усилен, наличие тормозного гака и двухколёсной передней опоры
CV F-35C, ВМС США, наибольшие среди трёх вариантов площадь крыла, запас топлива и боевой радиус. Планер усилен, наличие тормозного гака и двухколёсной передней опоры

Уже сегодня пилоты имеют дело с ограничено боеспособным самолётом, требующем от них “обхода” неработающих систем, что по мнению DOT&E “может происходить как при испытаниях, так и в реальном бою".

Кроме того, программа продолжает страдать от сотен “недостатков” конструкции, которых, на момент выпуска ежегодного отчёта, насчитывалось 873 (57666% “бремя” начальной стадии разработки).

МО США делит недостатки на две категории, исходя из серьёзности и влияния их на безопасность и выполнение боевой задачи. Наиболее серьёзны те (первой категории), которые “могут привести к смерти, тяжёлым травмам или профессиональным заболеваниям… к потере или серьёзному повреждению системы вооружения; критически ограничивают возможности боевой готовности структурного подразделения; могут привести к остановке выпуска продукции”. По результатам оценочных испытаний F-35 всё ещё “грешит” 13 недостатками первой категории: резкие перепады давления воздуха в кабине; структурные повреждения/ вспучивание стелс-покрытия в результате полётов со сверхзвуковой скоростью; кратковременная потеря пилотами управления самолётами F-35B/ C при выполнении ряда маневров и др. В отчёте от 28.02.2020 г. отмечено, что четыре проблемы “решены” — понижена категория…

Правка ПО перманентна… Выявление всё новых и новых “глюков” требует создания стабильной базовой конфигурации аппаратного и ПО. F-35 — “летающий компьютер” — интегрированная сеть аппаратных средств, ПО, оружия и полётных данных. Постоянное внесение изменений в ПО систем самолёта зачастую приводит к непреднамеренным негативным последствиям для, казалось бы, не связанных компонентов… Решение проблемы не оправдает 10-летнее отставание от графика и бюджет, выросший более чем вдвое.

Эффект интеллектуальной глубины живописи заключён правее центра области полотна, где цвет имеет значение

У F-35A пушка встроена в конструкцию планера. Результаты оценочных испытаний не утешительны — до сей поры пилоты не могут “уверенно” поражать цели. Пушка “бьёт” значительно правее меток, проецируемых на шлем лётчика. Для юстировки пушки приложено немало усилий: изменён способ установки орудия в фюзеляже, обновлены процедуры прицеливания и ПО системы вооружения. Положительного “сдвига” не наблюдается…

Самое главное разочарование — потеря пилотами сознания во время полётов
Самое главное разочарование — потеря пилотами сознания во время полётов

В процессе испытаний выявилась новая проблема — стрельба из пушки приводит к “структурным” повреждениям планера самолёта. После ряда учебных полётов со стрельбами образовались трещины на стыке обшивки и лонжерона. Так как лонжерон — силовой элемент планера, ВВС США приняли “гениальное” решение — запретили пилотам “учебную” стрельбу. Не совсем понятно, как лётчикам учиться поражать противника в реальном бою…

Тестирование программы может весьма эффективно продемонстрировать наличие ошибок, но безнадёжно неадекватно для демонстрации их отсутствия

Нестабильное ПО — меньшее из зол… F-35 “построен” на интегрированной сети цифровых систем, связывающей работу как воздушного комплекса, так и наземного. Недостатки автономной логистической информационной системы ALIS стали настолько масштабными, что в январе МО США заявило о её замене к 2022 г. на новую. А пока ALIS, под “чутким” контролем создателя — Lockheed Martin (LM), продолжает работать — без неё никуда… ALIS аккумулирует результаты ТО, процессов поставок, планирования боевых задач и анализа угроз. Полученные данные становятся доступными всем участникам проекта. По оценке, ALIS: неэффективна, громоздка в использовании, требует дополнительных “телодвижений”, не отличается высокой точностью/ целостностью данных, излишне трудоёмка. Итог — снижение эффективности подготовки самолёта. “Странно”, что МО США отказывается от ALIS, тогда как многие лéта убеждало всех в её эффективности, затратив на сеть 16,7 млрд долларов.

Новая система “облачная” — ODIN — интегрированная сеть оперативных данных. Чудеса… после того, как первая попытка LM провалилась, МО США снова готовы “помочь” компании построить сеть, теперь ODIN.

Пошаговое тестирование не может выявить весь набор угроз, поскольку испытания не отличаются строгостью. О некоторых “дырах” знали давно. Вместо реальных испытаниях на F-35, тестирование проводится в “тепличных” лабораторных условиях, где компоненты систем F-35 только “имитируются”.

На самом деле “дыр” много: только на одном истребителе хакер может получить доступ посредством навигационной системы, тактической сети обмена данными Link 16 и системы опознавания. Непосредственно на самолёте хакер может получить доступ к данным через ALIS — в будущем, взломав ODIN, или непосредственно в лаборатории программирования, где “формируются” боевые задачи F-35. Хуже другое, проникнув через один из самолётов в сеть, вредоносная программа может распространиться, посредством совместного использования файлов данных, по всему парку F-35. Тестирование на “живых” самолётах запрещено с 2015 г., поскольку считается что это может подорвать боевую готовность F-35. А так, “признали”, что воздушный комплекс (F-35) и его наземные сети передачи данных уязвимы — реальный ущерб возможен.

CTOL F-35A, ВВС США, отличается наличием встроенной пушки (слева вверху), самый лёгкий из трёх вариантов
CTOL F-35A, ВВС США, отличается наличием встроенной пушки (слева вверху), самый лёгкий из трёх вариантов
Когда план слишком долго и тщательно выстраивают, он в результате исчезает

Планировалось широко использовать технические средства обучения (ТСО)/ моделирования для тестирования сложных заданий, выполняемых F-35. Тем не менее, ни плана ни сметы расходов на разработку ТСО так и не случилось. На полигонах США под открытым небом не хватает оборудования для воссоздания подобия реальной ПВО, которая “будет” воздействовать на F-35. Имеющегося пространства не достаточно для отработки взаимодействия группы самолётов составом до восьми единиц — проверка способности F-35 работать “командой” по совместному использованию бортовой системы сбора и обработки данных о радиолокационных целях. Согласно первоначальному замыслу от 2001 г., LM должна была разработать тренажёр VSIM для оценки боевого потенциала и задач, которые невозможно было воспроизвести в полевых условиях. Компании так и не удалось что-либо создать…

С августа 2015 г. разработкой ТСО занимаются ВМС США, пообещавшие изготовить тренажёр высокой точности JSE к началу эксплуатационных испытаний. Не “удивительно”, что тренажёр не готов, отстаёт от графика на несколько лет, но “обещает” быть готовым к лету 2020 г. (первичные тесты и оценка эксплуатационных свойств F-35). Установка оборудования на АБ ВМС Патаксент-Ривер (лётно-испытательный центр авиации ВМС) завершена, а установка ПО, необходимого для моделирования — нет. Кроме того, разработчикам “светит” верификация, валидация и сертификация ПО, дабы подтвердить точное воспроизведение характеристик реального самолёта в моделируемом полёте. Иначе тренажёр будет просто “игрушкой”. Но для того, чтобы тренажёр “реально” заработал, программистам необходимы данные полётов, выполненных на полигонах; информация о реакции систем самолёта на возникающие угрозы/ радиолокационные сигналы — замкнутый круг. По завершении изготовления тренажёра планом эксплуатационных испытаний предполагается оценка “выполнения” самолётом 64 типовых полётных упражнений.

Желая скорее завершить разработку тренажёра, специалисты ВМС всецело используют наработки LM, так что компания финансово не “пострадает”… Кроме того, по прошествии почти 20 лет, в желании начать строить F-35 серийно, “проснулись” политики.

Легче изменить спецификацию, чтобы она соответствовала программе, но не наоборот

Боеготовый самолёт — это исправный самолёт, время подготовки которого к выполнению боевых задач укладывается в установленные пределы.

STOVL F-35B, Корпус морской пехоты (КМП) США, вертикальная тяга создаётся подъёмно-маршевым двигателем (ПМД) с поворотным соплом, а также вентилятором с приводом от ПМД, самый "массивный" из трёх вариантов
STOVL F-35B, Корпус морской пехоты (КМП) США, вертикальная тяга создаётся подъёмно-маршевым двигателем (ПМД) с поворотным соплом, а также вентилятором с приводом от ПМД, самый "массивный" из трёх вариантов

Традиционно, ВВС США оценивают состояние парка самолётов по параметру полной боеспособности/ готовности к выполнению поставленной задачи FMC/ MC. Для понимания будем использовать отечественный коэффициент технической готовности — вероятность того, что в произвольный момент времени летательный аппарат (ЛА) не будет находиться на плановом ТО и его вылет не будет задержан сверх допустимого времени или отменён из-за его неисправности. Коэффициент технической готовности является комплексным показателем надёжности и эксплуатационной технологичности ЛА, характеризует боевую готовность самолёта в зависимости от безотказности авиационной техники и продолжительности её ТО.

В настоящее время техническая готовность парка F-35 ниже требуемых 80% и составляет всего 65%. Приходится идти на ухищрения… В МО США манипулируют показателями готовности к выполнению боевой задачи MC и полной готовности FMC — решение всего спектра задач. В отличие от FMC, ЛА, учтённые показателем MC способны выполнять хотя бы одну из поставленных боевых задач: самолёт, который может взлететь — самолёт “способный” решить боевую задачу. Другой пример “способности”: F-35 может наносить удары по наземным целям, но отказ радиолокационной системы мешает ему полноценно отслеживать воздушные угрозы. А ведь F-35 многоцелевой…

По итогам 2019 г. показатели MC и FMC парка F-35 улучшились. По параметру MC все три варианта F-35 (ВВС, КМП, ВМС) примерно одинаковы, но существенно различаются по FMC: наиболее “боеспособны” F-35A ВВС, тогда как парк F-35C ВМС самый “худший”; F-35B КМП занимает промежуточное положение. ВВС США “ожидают… и поводом для покупки самолёта стало обещание его полной боеспособности”. В центре оценочных испытаний сетуют на нехватку запасных частей, как единственную причину низкой исправности — так в апреле 2019 г. состояние парка F-35 по показателю FMC соответствовало 26,8%

По завершении всех указанных “недоделок” центр тестирования даст оценку и озвучит её в официальном отчёте об итогах первичных эксплуатационных испытаний. Это будет последним юридическим препятствием перед принятием решения о серийном производстве, начало которого ожидается в октябре 2020 г. Первоначально это хотели сделать ещё в 2014 г. Планируемый годовой выпуск F-35 — 160 самолётов. По существу, изготовив 500 экземпляров, МО США, не имея на то юридических оснований и понимая, что многое ещё не готово, уже приняло решение о “серийном” выпуске F-35.

Что следует из очередного ежегодного отчёта об оценочных испытаниях F-35 — всё, что на выходе — это самолёты, имеющие серьёзные конструктивные недостатки; в ближайшей перспективе которым потребуются обширные/ дорогостоящие доработки (модернизация) с “растяжкой” на года. Выиграет LM — получит деньги дважды, “пытаясь” вторично сделать самолёт, теперь уже “правильно”. И “сэкономить” можно, поставив на поток “недоделанный” самолёт…

Халк vs F-35B?! В итоге самолёт порвали, как Тузик грелку...
Халк vs F-35B?! В итоге самолёт порвали, как Тузик грелку...

Попался на глаза постер фильма 2012 г. — “Мстители” (The Avengers), вспомнил — смотрел… Изначально в съёмках фильма должны были участвовать настоящие F-35, но МО США высказалось против “использования” новых самолётов под эгидой негосударственной организации S.H.I.E.L.D. с "неочевидной" лояльностью. В кино самолёты заменили на CGI. Кто-то "предвидел" будущее…

Вернёмся к заголовкам газет... Простите, речь о F-35A?! Скорее всего, который ВВС… Это у которого пушка заблокирована, покрытие слезает, планер трещит; сеть уязвима для “взлома”, “глючное” ПО… Наверно просто “полетал”, к другому, скорее всего, не готов…

Не-а, не боюсь — не страшно!!!