Зачем театральным костюмерам нужны азы маскировки?
В этот раз в нашей рубрике «Театральные профессии» мы хотим познакомить вас поближе с «королями гладильных досок», театральными «мастерами маскировки» и просто людьми, способными что угодно продеть через игольное ушко…
Так чем же занимаются в театре костюмеры? Интриги тут, конечно, никакой нет, однако их функционал шире, чем может показаться на первый взгляд. Как мы говорили ранее, в профессиональном театре каждая специальность жизненно необходима. Любой просчёт может существенно повлиять на восприятия зрителем того или иного момента в спектакле.
Многие театры сегодня вынуждены работать в режиме «конвейера». Количество спектаклей в неделю (на большой и малой сцене, у некоторых театров их несколько) может достигать 20-ти, а в период праздников и каникул даже превышать эту планку. Все службы в такой ситуации должны работать как часы.
Некоторые люди уверены, что костюмер шьёт костюмы, однако это не так. Сотрудник костюмерного цеха в первую очередь несёт ответственность за должную сохранность костюмного фонда театра, что является очень и очень важным. При постановке спектакля все службы распределяются между собой, исходя из необходимых навыков и сложности грядущей премьеры, после чего делятся по зонам ответственности. В репертуарных театрах также традиционно существует разделение на мужской и женский костюмерный цех.
Костюмер обязан следить за чистотой и аккуратностью костюма, готовить его за несколько часов, а то и за сутки до начала спектакля. Он должен проследить, какой состав играет в спектакле, отыскать заранее на складе необходимый костюм, проверить его состояние. Но всё же принципиально важным требованием к этой специальности является умение разбираться в тканях и шить. Несмотря на то, что, как мы упоминали ранее, пошивом костюмов занимается другая служба в театре – профессиональный костюмер владеет навыком мелкого ремонта одежды (среди них часто встречаются также профессиональные закройщики и портные).
Внешне может сложиться впечатление, что костюмер – это довольно спокойная профессия. Чего стоит подготовить костюм да следить, чтобы он не порвался? Однако непосредственно перед спектаклем может начаться настоящий ад…
Полдела заключается в подготовке к представлению, но в некоторых случаях костюмы получаются настолько объёмными и неудобными, что без помощи профессионала их просто не надеть, не порвав.
Затем костюмеры дежурят за кулисами и полноценно участвуют в ведении спектакля. Вы даже можете не замечать как много людей (совершенно не актёрских профессий) может одновременно находится на сцене. Они буквально вынуждены маскироваться во всё черное, выжидая нужный (самый тёмный) момент, чтобы быстро выбежать на сцену. Где они спокойно будут поджидать артиста в конкретной точке сцены в нужный момент времени, прячась за какой-нибудь декорацией. Иначе как бы актеру удалось переодеться за несколько секунд, просто пройдя за стеной? Всё это и создаёт магию театра.
Хороший костюмер, как сотрудник МЧС для актёра во время спектакля - это быстрая своевременная помощь и надёжное плечо, которое всегда начеку.
Как мы знаем, артисты часто бывают настолько вовлечены в спектакль и на своей роли. Зачастую от банального волнения кто-то забывает шляпку, кому-то наступили на подол и он порвался, а сколько сцена видела разошедшихся по шву штанов, мы даже представить себе не можем :) Костюмер должен вовремя и быстро засечь проблему и за секунду придумать её решение (как вы понимаете, брюки не всегда рвутся просто по шву).
Именно поэтому за кулисами вы часто можете встретить замаскированных в текстуру сцены «Рэмбо», у которых вместо патронташа на груди в ряд висят английские булавки, в кобуре сверкают нитки всех цветов и оттенков, в ножнах торчат наборы иголок, а из сапог блестят ножницы.
Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайк, а также пишите в комментариях, какой ваш самый любимый театральный костюм :)
Искренне ваш, Театр. Изнутри