Добрый день, друзья!
Я хотел собрать информацию, по которой можно было бы определить сколько люксов нужно - в компактном виде. В этой статье я расскажу, что нашел в СП52.13330.2016 (там очень много всего), а вы дополните в комментариях. Дам главы для Жилых помещений, Коммерческих, а также Промышленных. Я также собрал свою небольшую таблицу, которая будет в конце статьи.
1. Разряд зрительной работы и освещенность
В Своде Правил (далее СП - СП52.13330.2016) принята двойная система разряда зрительной работы - для производства одна (Таблица 4.1), для жилых помещений другая (Таблица 4.2).
Характеристику зрительной работы определяют по размерам объектов различения - чем они меньше, тем выше разряд зрительной работы.
Также учитывают цвет предметов, с которыми работают, но я не стал выносить это в свою таблицу. Темные объекты с низким контрастом повышает разряд зрительной работы, что требует больше освещенности.
2. Полезно для КВАРТИРЫ - Повышаем нормы освещенности
Пытаясь применить на практике СП, опишу свои наблюдения по квартирам, коттеджам и другому жилью:
- Часто встречается недостаток света - глаз человека адаптируется и не чувствует "темно" или "светло", обычно глазу "нормально"
- Хозяева НЕ знают какая освещенность в их жилье - для этого нужен специальный прибор Люксметр или обратиться к нам
- Владелец квартиры мог не иметь дизайн-проекта, или выбрать освещение "на глаз" - имеет тот свет, который "исторически сложился"
- Хозяевам сложно решиться на улучшение освещения, так как это "ремонт", и скорее всего пыль, мусор, уборка - хотя электрика одна из самых чистых работ
Интересное дополнение в п.7.2.2, но Таблицу 4.15 я не нашел. Подозреваю что это опечатка и имеется ввиду Таблица 4.1. Нормы освещенности следует повышать в следующих случаях:
Комбинируйте местное освещение совместно с общим и естественным светом при выполнении сложных зрительных работ.
Выводы из таблиц 7.2.2. и 7.3.3., освещенность следует повышать:
- При длительной работе
- При обучении подростков или множестве лиц старше 40 лет
- При отсутствии естественного света
- При освещенности от общего освещения 300 Лк и менее
Суть в том, что при увеличении нагрузки, длительности работ, присутствии подростков и людей старшего возраста в больших количествах, нормы освещенности повышают, а не понижают. Это говорит о том, что БОЛЬШЕ света ЛУЧШЕ.
3. Освещение для Магазинов, Торговли, Продаж
Я нашел интересные сведения в СП - предписывающие, какое освещение подходит для разных магазинов, а также деталей архитектуры, что возможно подходит для интерьера.
Выводы из рекомендаций Свода Правил для магазинов:
- Одежда, книги, игрушки - то что имеет цвет - рекомендован Ra больше 80 и температура от теплой до умеренно холодной.
- Бакалея, хлеб, мясо, фрукты, овощи, сладости - теплое освещение
- Рыба - холодное освещение
Суть в том, что освещение имеющее более высокий коэффициент Ra (качество цветопередачи), и большую освещенность - дает возможность разглядеть больше мелких деталей и сделать это затратив меньше усилий. А значит быстрее оценить внешнее качество товара.
4. Освещение на производстве - где оно особенно важно?..
В этой главе я привожу части таблиц из СП, для наиболее ответственных с точки зрения освещенности работ.
Выводы из Таблицы И1:
- Неожиданно - рекомендуют холодное освещение для случаев самого ответственного контроля цвета, с высоким Ra 90-100 - это лампы для графических работ, например, Philips 950 965, редкая и дорогая серия
- И холодное освещение для высокой освещенности при низких Ra - это больше похоже на яркое промышленное освещение лампами типа ДРЛ.
Как и следовало ожидать - для часовых и граверных работ требуется высокая освещенность - 2000-3000 Люкс. По нашим замерам - акцентное освещение в бутиках тоже бывает 2000-3000 Люкс на предмет одежды.
5. Сводная таблица подбора освещенности
Пытаясь избежать усложнений и внести ясность - я собрал одну таблицу. В таблице ниже видны диапазоны освещенности, рекомендуемые для разных характеристик зрительной работы.
Классификация разрядов зрительной работы НЕ совпадает для Жилых и Промышленных объектов. По промышленным помещениям римскими цифрами, для жилых - русскими буквами.
Заключение. Выводы.
Глаз часто ошибается с освещенностью помещения. Зрение адаптируется к освещению и не осознает насколько темно или светло в помещении. Это ощущается по утомлению и легкости зрительной работы.
Освещенность помещения нужно подбирать по характеристике зрительной работы. Практический диапазон освещенности для работ от офисной до наивысшей точности от 500 до 5000 Люкс.
При возрастании сложности работ, обучении подростков, присутствии людей в возрасте - освещенность следует увеличивать.
В жилых помещениях - проводите замеры освещенности и не бойтесь сделать "много света". Чаще всего у вас не получится сделать "слишком ярко", но усилив освещение вы улучшите свое самочувствие и облегчите всю зрительную работу.
При отсутствии ограничений - выбирайте освещение с лучшими характеристиками цветопередачи.
Если вам кажется, что "темновато" - вызовите специалистов с люксметром, и вам проведут замер освещенности, подскажут как усилить освещение без существенных переделок.
Также предлагаем провести светотехнический расчет будущей освещенности на этапе проектирования или строительства!
PS Вам будет полезно и интересно!
- Ставьте лайки, если почерпнули что-то полезное - я пишу свой опыт и делюсь с Вами своими знаниями
- Заходите на наш сайт, чтобы заказать качественный проект электрики или электромонтажные работы в Санкт-Петербурге- AVB.SPB.RU
- Оставляйте комментарии - я отвечаю на каждый из них! И открываю их для свободного и конструктивного общения