Найти тему

Апология террора. Советский фильм, который мог победить на первом кинофестивале в Каннах. ч.1

Этот советский фильм мог стать победителем на первом Каннском кинофестивале в сентябре 1939 г. Кроме него, СССР был представлен в программе фестиваля еще тремя лентами : комедией "Трактористы" и двумя "оборонными" фильмами - "Если завтра война" и "Танкисты". Фестиваль начался 29 августа 1939 года внеконкурсным показом американского фильма "Горбун из Нотр Дама". Официально открытие было запланировано на 1 сентября. Но в этот день началась Вторая Мировая война. И фестиваль был сорван.

Этот фильм был удостоен в 1941 г. Сталинской премии первой степени. А в 1956 году на экраны вышла его новая версия, из фильма вырезали эпизоды общей продолжительностью 20 минут экранного времени. Это и историко-публицистический и детективно-приключенческий фильм. Фильм Михаила Ромма по сценарию Алексея Каплера и Татьяны Златогоровой "Ленин в 1918 году ".

Этот фильм вторая часть снятой Роммом дилогии о Ленине. Первая часть "Ленин в Октябре" был снята в экстремальных условиях всего за два месяца августа-октября 1937 г. и показана в Большом театре Союза СССР 6 ноября 1937 г. во время торжественного заседания в честь 20-ти летия Октябрьской революции.

После успеха первой картины те же самые авторы приступили в 1938 г. к съемкам продолжения. Новая картина рассказывала о событиях августа-сентября 1918 г., ключевой момент фильма - покушение на В.И. Ленина. И этот фильм имел большой успех. Всего Ромм планировал снять 5-6 фильмов о Ленине, разные периоды - приезд Ленина в Петроград в апреле 1917 г., борьба за Брестский мир, левоэсеровский мятеж, 1921 год, когда после болезни Ленин возвращается к работе, зная, что болезнь его убивает.

Ради этой огромной задачи актер Борис Щукин, который уже был болен и не мог, и играть в театре, и сниматься в кино, планировал оставить сцену и полностью переключиться на съемки фильмов о Ленине. Но его смерть в 1939 г. поставила крест на этих планах. А другого актера в образе Ленина Ромм не мыслил.

Созданный Щукиным образ Ленина стал на долгие годы каноническим для других исполнителей ролей. Аналогом можно привести только созданный М.А.Ульяновым образ маршала Жукова. Что один, что другой образы не имели абсолютного сходства с прототипами и даже отличались от них, но в народной памяти и Ленин, и Жуков именно такие, какими их исполнили актеры Вахтанговского театра Борис Щукин и Михаил Ульянов.

Борис Щукин в роли Ленина.
Борис Щукин в роли Ленина.

Образ Ленина многогранен, это был человек огромного темперамента, сильнейшей воли и упорства, один из величайших мыслителей мира. Режиссер и актер решили выделить такие ленинские черты, как: преданность идее; бурный темперамент; энергическая настойчивость; братское отношение к каждому человеку, кем бы он ни был, если он только служит общему делу; равенство отношений с людьми, доброта к людям, непосредственность, доходящая до детскости, веселое обаяние, полное отсутствие важности и сознания собственного величия.

Но не только Щукин блистает в роли Ленина в этом фильме. Там что ни образ, то шедевр актерского мастерства. Николай Черкасов в роли Горького, Николай Охлопков в роли товарища Василия, Николай Свободин в роли эсера Рутковского, Николай Плотников в роли кулака.

Но особо надо выделить Василия Ванина, Наталью Эфрон и Ивана Лагутина.

-2

Ванин попал в картину совершенно случайно. Алексей Дикий, который должен был играть роль Матвеева, заболел и помощник режиссера без ведома Ромма пригласил вместо него Ванина. Буквально за несколько десятков минут до начала съёмок актер и режиссер, впервые увидевшие друг друга нашли тот образ, который стал одним из самых народных в советском кино.

Матвеев — рабочий, большевик, все повидал на своем веку, уверен в своей правоте, относится к противнику не только с ненавистью, но и с иронией, никогда не теряет спокойствия, прост, как сама жизнь. Его знаменитые:" Тихо, вот только тихо" и расческа, с которой Матвеев сдувает якобы пыль или волоски - это навсегда. У Ванина всего три сцены в "Ленин в 1918 году". И каждую сцену можно разбирать по секундам и восхищаться филигранной игре этого истинно народного артиста и русского самородка.

-3

У нее всего две сцены. Первая, когда ей предлагают совершить убийство Ленина. Вот этот ее страшный крупный план, когда она молча, отрешенно, обхватив лохматую голову, остекленевшим взглядом смотрит перед собой, так как понимает, что идет на самоубийство, невозможно забыть. И еще ей надо было преодолевать почти физическую ненависть со стороны участников массовки.

Во время съемок второй сцены - покушения на Ленина, у Эфрон от волнения и холода сильно тряслись руки, так что он не могла держать пистолет. Ромм попросил рабочего принести ей стакан горячего чая, чтобы согреть актрису. Рабочий ответил режиссеру:"Стакан яда ей, а не стакан чая." А во время съемок эпизода, когда Каплан после выстрела в Ленина ведут через разъярённую толпу рабочих, для актрисы пришлось создавать специальное кольцо охраны из десятка коммунистов и комсомольцев, так как массовка готова была растерзать Наталью Эфрон. И ей, и ее охране очень досталось от вошедшей в раж массовки.

-4

Эта роль сделала его знаменитым, чему он был несказанно рад. Он сам просил Ромма дать сыграть ему роль шпика. И сыграл ее так выразительно, что потом хвастался перед Роммом своим успехом у зрителей:" Михаил Ильич, какой успех, какой ycnex! Вы знаете, за всю мою жизнь я не переживал такого успеха. Вчера мне побили стекла. Потом мальчишки за мной гнались по улице с камнями, я еле добежал до троллейбуса, потом до автобуса. Потом ехал на трамвае на «Мосфильм», подходит какой-то здоровенный верзила и говорит: "Ты куда едешь, гад? Я хочу знать, где ты, сволочь, слезешь?" Я доехал до конца, сижу рядом с кондуктором, и обратно поехал. Тогда он плюнул и ушел. Вот такой успех".

А роль Якова Свердлова первоначально играл его младший брат Герман Михайлович Свердлов, сотрудник Промбанка СССР. Герман был очень похож на старшего брата и очень хорошо справился с ролью Он не играл, он жил в кадре. Но было принято решение о недопустимости того, что роль Свердлова играет его родственник и сцены с участием Свердлова были пересняты. Эту роль сыграл профессиональный актер Леонид Любошевский. В кино он играл только Свердлова. Всего сыграл его в 8 фильмах.

Работа над сценарием началась в апреле 1938 г. А в начале марта того же года прошел третий и последний московский процесс над "антисоветским "правотроцкистским блоком". На этом процессе были осуждены бывший председатель Совнаркома СССР А.И Рыков, бывший "любимец партии", бывший член Политбюро и редактор "Известий" Н.И, Бухарин, бывший нарком НКВД Г. Ягода и другие государственные и партийные деятели. По своему составу, по занимаемым в прошлом подсудимыми государственными и партийными постами, этот процесс был самым представительным и получил еще название Большого процесса. И несомненно результаты этого процесса повлияли на содержание сценария

Фильм был снят за четыре месяца 1938 г. и в апреле 1939 вышел на большой экран. В своем полном варианте, а не в урезанном в хрущевское время виде, это такое же выдающееся произведение советского кинематографа того времени, как и вышедший одновременно с ним кинофильм Фридриха Эрмлера "Великий гражданин", о котором мы уже писали.

Как и в " Великом гражданине" основной темой фильма является объяснение причин, вызвавших "красный террор". Эти два фильма составляют неразрывную цепь. "Ленин в 1918 году" объясняет начало "красного террора" в разгар гражданской войны, а "Великий гражданин" продолжает эту тему и показывает причины начала террора против антисталинской оппозиции уже в период мирного строительства социализма. И, если покушение на Ленина в 1918 г. было использовано для начала "красного террора" против противников Советской власти, которые первые начали свой "белый террор", то покушение на Кирова в 1934 г. было использовано для начала репрессий против заговорщиков из антисталинской оппозиции, готовивших свержение Сталина и его сторонников.

И как "Великий гражданин" этот фильм был подвергнут хрущевской цензуре. Только отличие в том, что от цензурировать "Великий гражданин" было невозможно, все там было так подогнано, что выдерни не понравившийся эпизод и весь строй фильма рушится. И потому фильм после 1956 г. широко не показывали. И не показывают, и не обсуждают и до настоящего времени. А в "Ленине в 1918 г." режиссер М.Ромм очень технично поработал ножницами, убрав из фильма 20 минут с участием одного из главных героев - Сталина и упоминание о причастности Бухарина к покушению на Ленина.

Часть 2

Пишите комментарии

Ставьте лайки

Подписывайтесь на наш канал