До 10 декабря в петербургском Манеже проходит выставка «Современный Катар: искусство и фотография». Музеи Катара пригласили своих и иностранных актуальных художников и фотографов рассказать о стране, в которой современное искусство чувствует себя комфортно рядом со средневековыми нормами. Diletant.media попросил доцента Высшей школы экономики Александра Королева выбрать из 350 работ выставки те, которые рассказывают о Катаре самое главное.
ТОП 5<< Эра без эры. Кристто и Эндрю >>
Работа дуэта Кристто и Эндрю, хоть и имеет загадочное отвлекающее название «Эра без эры», на самом деле довольно прозрачна по смыслу. Прекрасная восточная женщина, одетая в платок, но с открытым (как бы подставленным под камеру) лицом смотрит куда-то вдаль, в одной руке держа пластиковый стакан кока-колы, а другую приблизив ко лбу. С точки зрения эстетики поп-арта получается иронически-позитивный взгляд на тему Востока и Запада. Судя по всему, Восток сможет успешно адаптироваться к западным стандартам через массовую культуру и ее нехитрые механизмы.
Образ арабской женщины со стаканом кока-колы оказался самым популярным на выставке «Современный Катар»
Однако фигура этой женщины недаром кажется такой героически-монументальной. Если изображение европейца со стаканом популярного напитка в руках будет скорее всего восприниматься как рекламный штамп, то здесь о подобных ассоциациях речи быть не может. Как видно, присутствие кока-колы (агрессивная низкая символика западной культуры) не затрагивает высокой восточной символики, которую воплощает в себе величественная женская фигура. Она не опошляет ее. Таким образом параллельно с ироническим прочтением может иметь место и нечто вполне антиироническое.
ТОП 4 << Изменяющиеся личности. Эмелина Соарес >>
Пигмент и песок
Художница сама приехала в Петербург, чтобы при помощи пигментированного песка выложить на полу Манежа настоящий великолепный восточный ковер. Первое впечатление – какая красивая, какая восточная вещь! Затем, когда выясняется, что ковер из песка (как тибетская мандала), начинаешь видеть тонкую игру смыслов. Рисунок ковра придуман с большим вкусом и воображением, вещь в исполнении тоже весьма сложна, но материал фейковый, негодный. Восточный ковер оказывается фантомом.
ТОП 3 << Микроскоп. Мариам Аль Хомейд >>
3D печать из пластмассы, акрил
«Микроскоп» Мариам Аль Хомейд выглядит как типичная для европейской сцены современного искусства концептуалистская композиция. Специальный ярчайший свет направлен на три крошечные экспозиционные площадки, где находятся «объекты». «Объекты» – это буквы арабского алфавита. Они объемные, позолоченные, сохраняют в своей форме все изящество восточного искусства каллиграфии. Под острый скальпель концептуального искусства (а если верить критикам, нет такого явления, которое при желании нельзя деконструировать средствами концептуализма) попал «восточный» материал.
Произведение представляет блокаду как возможность для Катара стать сильнее вопреки всем препятствиям
Каков же результат подобного исследования Востока? Нулевой. Ничего, кроме красивых восточных теней, методы современного искусства из этих букв извлечь не могут. Учитывая, что автор из Катара, а три буквы инсталляции собираются в слово Катар, получается изящная восточная ирония по поводу возможностей взаимодействия западного дискурса современного искусства с восточной темой.
ТОП 2 << Подготовка к Национальному дню. Грегор Шмидт >>
Название выставки подчеркивает значимость фотографии; если готовить о снимках, то лучший, вероятно, это «Подготовка к Национальному дню» Грегора Шмидта. На выставке много красивых фотографий, но большинство из них выглядит слишком парадно, слишком журнально. В «Подготовке к национальному празднику» есть нечто большее. Благодаря мотиву — мы видим королевские троны, стоящие в устеленном многими сотнями ковров широком пространстве — эта фотография тоже очень красива и по-восточному колоритна. Но помимо этого ее центральный мотив дотрагивается до очень важной, но скрытой струны.
В 2017 году Грегор Шмидт приезжал в Катар, чтобы продолжить изучение страны в преддверии чемпионата мира 2022 года
Катар — абсолютная монархия, в которой все, включая современное искусство, может существовать только волей монарха. Но изображений эмира Тамим бин Хамад Аль Тани на выставке нет. Таким образом, пустующие троны — своеобразный символ всей выставки. Возможность ее проведения/непроведения зависела только от государя. Он пожелал, чтобы она состоялась, но свое присутствие на ней предпочел скрыть. Пустой трон — идеальный символ незримого присутствия.
ТОП 1 << Организованный хаос 2. Мариам Аль Сумайт и Нуар Аль Мутлак >>
Прозрачный акрил, банкноты
Композиция «Организованный хаос 2» Мариам Аль Сумайт и Нуар Аль Мутлак, состоящая из запаянных в прозрачный акрил разрезанных денежных знаков, опирается на проверенные временем дадаистские методы. Однако на этой выставке узоры из банкнот не выглядят старомодно и «работают» отнюдь не в холостую. Для большинства россиян, следящих за мировыми новостями в области культуры, упоминания Катара чаще всего происходят в связи с очередными аукционными рекордами, поставленными покупателями из Катара. То Сезанн покупается за 250 миллионов королевской семьей, то Леонардо да Винчи за 380.
Композиция «Организованный хаос 2»опирается на дадаистские методы
Все знают о баснословных богатствах катарского государства, источник которых – углеводороды, чудесным образом превращающиеся на мировых биржах в денежные знаки. Для Катара они действительно как будто бьют фонтаном! Вполне условная, и в то же время материальная картина. Нечто подобное происходит и в композиции художников: залитые в силикон деньги образуют замысловатые хаотичные узоры, «подчиняющиеся» только какой-то восточной воле (повторяющийся мотив типично «арабской» по форме звезды). Мы видим, что это настоящие деньги, и в то же время понимаем всю абстрактность их новой формы существования.