Из воспоминаний фронтовика Часовского В.И.
Получил свой третий танк и снова угодил в переделку, из которой мог и не выйти. Неполную роту танков отправили в разведку. Взяли небольшой десант и пошли. Командовал отрядом капитан лет двадцати пяти, но уже с фронтовым опытом. Очень энергичный и самоуверенный. Как ни странно командир принимать решения умел, не зря уже капитаном стал и два ордена имел.
На скорости прошли сгоревший поселок. Здесь в Прибалтике каменные дома сохранялись, только стояли немного закопченные. Обычно дерево выгорало. Вскоре показались брошенные траншеи. Все увиденное говорило, что позиции немцы покидали в спешке. Обычно немцы даже стрелянные гильзы забирали. Здесь их много валялось. Стояла сгоревшая самоходка "Веспе", явно немцы сожгли чтобы нам не досталась. Сразу видно, что впереди стоит заслон. Немцы свои отступающие части всегда прикрывали.
Вся группа остановилась, капитан троих отправил на разведку на ближайший холм. Небольшой плоский холм с каменными глыбами. Обнаружили брошенное пулеметное гнездо и много гильз. В бинокль рассмотрели впереди массивный дот с торчащим орудием. Фрицы за три года много их понастроили, недалеко в капонирах располагались две 75-мм пушки. Все сообщалось окопами и траншеями, обнаружили несколько пулеметов и минометы, без них фрицы никогда не обходились.
Обычный заслон который можно было спокойно сбить, если бы не этот массивный бетонный дот. Явно наши снаряды его не возьмут, а внутри наверняка 88-мм орудие. Данное орудие способно танк пробить на дистанции в 2 км. Подобраться близко не получиться. Впрочем решение принимать командиру.
Все командиру доложили. Не знаю, чтобы капитан предпринял, но появилась большая колонна машин с одним танком и бронетранспортером. Скорее всего выходили из окружения. Капитан группу разделил. Два танка отправил остановить колонну, а остальные пошли обходить заслон по флангу. Главное препятствие дот с орудием.
Обычно такие доты имели толщину стен до метра и больше. С флангов дот охраняли противотанковые пушки, есть вероятность, что в тылу тоже стоят орудия. Кто-то сказал, что гаубицы надо. Многим решение капитана не понравилось, мы стали совершать большой полукруг. Вскоре услышали стрельбу, два танка все внимание на себя оттянули.
Мы прошли мелколесье, стали попадаться камни и валуны. Одна машина встала, напоролись на угловатый камень и порвали ходовую. Все встали. Капитан подбежал с руганью: "Специально гад? От боя уклоняешься?"-"Виноват. Много вокруг камней". Даже мне показалось, что мехвод умышленно порвал гусеницу. Наехать это полбеды, а потом резко газануть и крутануться, тут никакие пальцы не выдержат...
Экипаж своего мехвода не выдал. Капитан полез за пистолетом, старшина от него отступил на шаг. Стал оправдываться. Капитан сказал: "Нет времени с вами разбираться, Двадцать минут вам на перетяжку. Теперь всегда будешь впереди идти...". Через двадцать минут мы стали продвигаться дальше. В танке все спорили и пришли к общему мнению, что камень попал под гусеницу случайно. Мехвод заявил: "А капитан молодец! Другой мог пристрелить"-"Что он дурак? Можно загреметь в штрафбат запросто!"-"Думаешь как маленький. Шлепнул, а после боя никто бы не вспомнит!".
Через пять минут мы вступили в бой. Немцы построили дот и нарыли траншей, все настроили на узком месте. Где-то недалеко проходила дорога, начиналась каменная россыпь для нас не проходимая. Поле шириной в километр было идеально для обстрела. Мы продвигались по краю, минировать все пространство немцы не смогли, но одну из мин мы нашли. У одной машины сорвало гусеницу и свернуло ведущее колесо, экипаж только контузило. Больше всех пострадал мехвод. Экипаж занял круговую оборону, в группе осталось четыре танка.
Ротный торопился, немцы уже нас обнаружили. На скорости мы пошли к доту с левого фланга. Обе противотанковые пушки открыли огонь, но дистанция была довольно большая. Стали с заслоном сближаться, вели огонь с остановками. Капитан пошел дальше в тыл. С дистанции в километр стреляли по вспышкам. Вот бронебойная болванка пролетела рядом, мы почувствовали. Появился неприятный холодок. Следующая болванка срезала куст и кувыркалась по снегу. От нее поднялось облако пара.
Потом попали в правую сторону башни. Стрелок-радист крикнул: "Одну пушку завалили, вон ствол торчит". Один танк в группе дернулся, снаряд попал в маску орудия. В лесу позади дота происходило непонятное. Стреляла наша родная 85-мм пушка, трещали и падали деревья... Капитан вел огонь с тыла по доту. Вот появилась отставшая машина и мы продолжили атаковать. Танк попавший на мину поддерживал.
Мы дружно пошли вперед выручать капитана. Мелькали эпизоды боя, немцы стали обстреливать из минометов. Сыпали довольно густо, но остановить уже не могли.
Уцелевшая пушка вела огонь, но ее быстро добил прикрывающий атаку танк. У командира нашей группы хватило ума не утюжить окопы. Мы с дистанции в 100 м били из пушек и пулеметов, поднимали над траншеей тучу дыма.
В этот момент по дороге промчались грузовики прорывающейся колонны. Успели проскочить прикрываясь дымом. Мы разбивали все, били по минометным гнездам, стреляли по доту, из него валил дым. Оглушительно грохнуло и показались языки пламени. Бой был завершен. Мы в течении десяти минут вели огонь на любой шорох, стреляли в каждый окоп...
Потом все вылезли из танков и закурили, кто-то пошел искать трофеи.
Вскоре стали понятны все детали боя. Капитан и другой танк напоролись на мины и с дистанции в 300 м стали долбить по бронированной двери. Дверь стояла. Так же мешали сосны. Капитан сшиб три дерева и стал стучаться в дверь. Дверь вмяли, перекосили снарядами и пробили. Внутри дота возник пожар, немцы отчаянно тушили.
Потом все стали покидать дот через амбразуру. Дот был рассчитан на 88-мм орудие и зенитный автомат. Так же амбразуры для пулеметчиков. Дот на двадцать человек гарнизона. Обе противотанковые пушки разбиты, тела артиллеристов перемешаны с землей. Очень крепкую огневую позицию уничтожили.
Командование планировало наступать на этом направлении батальоном танков и тремя ротами пехоты. Они пошли бы напрямую, так как кругом минные поля. Привыкли бить с маху, не считали потери. Скорее всего половину пехоты и танков положили. Мы тоже понесли потери, три танка подорвались на минах,но опорный пункт сковырнули...
Не слишком хорошо получилось встретить колонну. Танк "Т-IV" сжег одну машину и повредил вторую, но и сам сгорел. Колонна прорвалась. Капитан очень умело наш бой организовал. Потеряли только один танк, три позднее восстановили. Шесть танкистов погибло, столько же получили ранения.
Узкое место занимала артиллерия и пехота. Выход из окружения плотно перекрыли. Наши машины на месте ремонтировали, сверкала сварка, натягивали гусеницы. Недалеко хоронили убитых. Надо уметь идти на риск, когда это оправдано обстановкой...
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
РАСОВАЯ ПОЛИТИКА ФИННОВ
СЛИШКОМ ПОЗДНО ПОДНЯЛИ РУКИ
НАСТУПЛЕНИЕ ПОД МОСКВОЙ
Если Вам было интересно, нажмите пожалуйста-"нравится" и подпишитесь на канал. Это лучшая поддержка для него. Спасибо за ваше внимание и время.