Как известно, самая крупная автомобильная компания в Индии — Tata Motors. Она является ведущим производителем коммерческих автомобилей и находится в тройке лучших выпускающих пассажирских авто. А недавно фирма задумала мини кар, который, похоже, будет двигаться с помощью воздушного потока, источником энергии которого будет сжатый воздух.
Такую машину под названием Mini Cat Air Car разрабатывают инженеры из IndyCar.
Малолитражка должна по идее использовать сжатый воздух, чтобы заставить двигаться свои поршни, и при этом не будет никаких выхлопных газов и больших денежных расходов.
Из чего резонно возникает вопрос: реально ли всё это или такая задумка ошибочна?
Сжатый воздух использовали для работы машин ещё с 1880 года, но только весьма ограниченно, ввиду его природной малой эффективности. Малоуспешно это сказалось и на работе локомотива для угольной промышленности, для которого лучше всего использовать источник энергии без сгорания. В конце концов и они были заменены на более эффективные электромоторы.
Есть такие современные компании, которые пытаются придумать автомобиль, работающий на сжатом воздухе, но ни одна разработка пока не достигла рынка потребления.
А компания Energine Corporation из Кореи объявила, что она намерена произвести машину со смешанным источником энергии, то есть сжатый воздух вместе с электрической тягой , если только, шутят корейцы, их директора не арестуют за такое многообещающее заявление.
Из французов компания K’Airmobiles тоже занималась концепцией сжатого воздуха, но пока что безрезультатно. Причина здесь такая, что компания не смогла добыть достаточно средств для проекта, вследствие чего инженеры, его ведущие, пришли к выводу, что вопросы внутренней эффективности и низких температур делают проект нецелесообразным.
В 2010 году Honda продемонстрировала свой автомобиль Honda Air на 4 пассажирских места. Но машина сделана из смешанных материалов и стоит 1000 фунтов.
(Да, задумка выглядит отлично, но боюсь не ошибиться, что из-за дороговизны композиционных материалов автомобиль не сможет конкурировать с другими машинами на альтернативном топливе.)
Свою версию подобного автомобиля под названием Air Car компания TaTa дала разработать французам из Motor Development International (“MDI”), сама субсидируя их работу. (Эту модель с двигателем, работающим на сжатом воздухе, разрабатывают уже свыше 20 лет.) У компании Zero Pollution Motors имеется лицензия на производство таких машин в США.
Но, как обычно, без проблем и препятствий никакое начинание не происходит. В 2008 году журнал «Популярная механика» писал: «Zero Pollution Motors (название, заметьте, какое интересное у фирмы — «Двигатели с нулевым выхлопом») выложила на сайт PopularMechanics.com письменное заявление, что первые в мире автомобили с вышеупомянутыми двигателями будут производиться в США уже в конце 2009 года или начале 2010.»
Хотя есть несколько блогов, а также выпусков новостей о Zero Pollution Motors как держателе лицензии Соединённых Штатов на производство MDI’s Air Cars, невозможно отыскать ни одного свидетельства того, что компания всё ещё существует хотя бы в какой-нибудь материальной форме. Например, на сайте компании домен zeropollutionmotors.us не отвечает.
В 2009 году вице-президент Tata Motors С. Равишанкар сообщил корреспонденту DNA Money, что проект встречает на своём пути трудности в плане дальности пробега машины и возможности охлаждения её нагревающихся частей. Он сказал: «Воздух это не горючее, он всего лишь передатчик энергии. Так что, ёмкость, наполненная воздухом, не имеет такого запаса энергии, как ёмкость с сжатым природным газом. Любой автомобиль, использующий только сжатый воздух, будет иметь возможность лишь маленького пробега.»
Статья продолжается так: « Равишанкар… продолжал говорить, в частности, что другой проблемой является низкотемпературный двигатель, который использует в качестве горючего сжатый газ.»
В апреле этого года статья в InAutoNews.com поведала нам, что автомобили, нацеленные на американский рынок, абсолютно не будут иметь выхлопов газа, поскольку потребуется маленький бензиновый двигатель, вполне позволяющий машине двигаться со средней уличной скоростью. Возможно, это есть причина долгого прохождения «воздушных» автомобилей на рынок. Скорее всего, дизайнеры пытались найти возможность создания единственного автомобиля One Cat, который ездил бы только на сжатом воздухе.
В декабре 2009 года эксперты из университетов UC Berkeley, ICF International и Stanford признали возможность победы сжатого воздуха над химическим топливом: «Исследования показали, что даже при самом оптимистичном подходе видно, что сжатый воздух менее энергичен, чем батарея электромобиля, и он производит меньше газов, вызывающих тепличный эффект, чем обычный автомобиль. Но можно твёрдо сказать, что двигатели с пневматическим сгоранием целесообразны и недороги, что даёт им живую конкуренцию с электрическими двигателями».
Так что и скептики могут склониться к версии осуществимости создания автомобилей с двигателями, работающими на сжатом воздухе.
Но давайте представим, что Mini Cat Air Car натурально отвечает всем требованиям производителей. Тогда вот вопрос: а что представляет собой сжатый воздух для окружающей среды?
Вот это и пытался выяснить в 2009 году журнал «Популярная механика». Он сравнил количество выхлопов CO2 «воздуховода» компании Zero Pollution Motors (весьма странно выглядящий аппарат, прототип Mini Cat) с выхлопами машин, работающих на электричестве, бензине, гибридном топливе и солярке. Результаты интересные.
- Воздухоход Zero Pollution Motors AirPod: 24,014 фунта CO2 на 100 миль.
- Tesla Roadster: 32,98 фунта CO2 на 100 миль.
- 2010 Toyota Prius: 39,192 фунтов CO2 на 100 миль.
- 2009 Honda Civic (не гибридное топливо): 64,67 фунта CO2 на 100 миль.
- 2009 VW Jetta TDI Diesel: 62,5 фунта CO2 на 100 миль.
Каков вывод «Популярной механики»? «Воздухоход гораздо меньше опасен на предмет выбросов CO2, даже небольшой трёхместный экземпляр (хотя странно: пробег автомобиля уменьшается с тремя ездоками, ведь его вес тогда удваивается). Но нулевое загрязнение воздуха — это перевешивает многие доводы».
Но нулевое загрязнение воздуха — это перевешивает многие доводы». Так что, следуя строго эмпирическому анализу, может статься, что воздухомобили (если они вообще возможны) не будут камнем преткновения для экологии. Но пока что они не смогут развивать скорость доступную хайвэев. Но есть вероятность, что и Tata может быть права, подождём и увидим.