История о прожитом годе.
О переходе из IT в реальный бизнес, о переезде в Москву, становлении предпринимателя. И о форс-мажоре.
До весны прошлого года я работал в IT, сам на себя. Много лет занимался сайтами, маркетингом, в последние годы закупал трафик и сливал его на различные товары, продавая их в разных странах зарубежом. Занимался SMM. Все делал в одиночку. И для меня всегда было чем-то невероятно трудным нанять людей на работу, открыть юридическое лицо, снять офис, начать свое дело.
Подсознательно оправдывал свои страхи прошлым опытом, когда несколько раз зарабатывал хорошие деньги в короткий срок и терял их.
Всегда боялся прогореть. И ответственности, ведь “это же нужно платить людям зарплату, а если будет нечем”… Присутствовал и страх делегирования. Казалось, что никто не сможет справиться с задачей лучше, чем лично.
В итоге так и сидел перед монитором, зарабатывая деньги и расслабляясь. Потом, когда они заканчивались, начинал шевелиться снова.
Ощущение нестабильности сильно подтачивало нервную систему, и долгие годы грела мысль уйти в реальный бизнес. Ведь там, с высоты моего "IT-шного" восприятия, было куда стабильнее: люди постоянно “покупают еду”, “заказывают услуги”.
Перца добавляла и крупная потеря в крипте. Вложиться на пике и потерять крупную сумму денег, за которую потом пришлось расплачиваться квартирой… Опыт на всю жизнь. Не стоило инвестировать туда, где не являешься профессионалом. Освоив азы трейдинга за год: технический анализ, уровни Фибо, паттерны, индикаторы, графики, фундаментальный анализ, я это с лихвой осознал. Ах, если бы владеть всеми этими же знаниями, но до того, как вкинул огромную массу денег... Зато сейчас могу влёт оценить, стоит ли вкладывать в те или иные акции. Во всем есть плюсы!
С новыми знаниями в трейдинге, и не прекращающейся маркетинговой деятельностью, к концу зимы прошлого года осознал, что пора делать шаги и расти. Решил масштабироваться, выйти из амплуа одиночки и развиваться в своем направлении. Нашел первого сотрудника и провел первое собеседование.
Но жизненный путь повернул в другую сторону... Приехал Олег, давний знакомый из Москвы, и настоял на встрече со мной.
Так получилось, что у него насчет меня были хорошие рекомендации. Плюс работал для него по двум небольшим заказам, и всё прошло отлично.
Являясь владельцем компании среднего бизнеса, Олег предложил мне хорошие московские условия по зарплате и должность маркетолога. Денег на переезд в столицу и закрепления там вполне хватало. Переехал.
Обладая недюжинной работоспособностью, быстро понял, что обычный офисный рабочий день пролетает очень быстро, а у меня заряда еще на столько же. И после 18-00 выполнял “сверхзадачи” или обучался на курсах, в то время, как все уходили домой. В результате чего научился HR-технологиям, подточил навыки в продажах, прокачался книгами по бизнесу.
Задача компании стояла в масштабировании, увеличении оборота и прибыли. Захода в новые, ранее неизвестные, смежные сферы.
Нанял менеджера по продажам. Сделал первые продажи в абсолютно новой отрасли на пару с менеджером, продавал и сам.
Нанял еще одного менеджера для развития этой отрасли. В результате чего, не проработав и 3 месяца, получил повышение, как по ЗП, так и в должности.
Одновременно с этим умирает один из двух соучредителей, которые стояли у истоков компании много лет. И Олег остается один “у руля”. Операционный директор компании, видя мой быстрый рост, начал активно сопротивляться всем моим начинаниям, вставлять палки в колеса. Так получилось, что остальной коллектив, видя происхощяее, быстро определил, кто прав, кто виноват. И случается так, что опер. дир. совершает ошибку с переводом денег на старые реквизиты одной компании. Из-за чего его увольняют. И я занимаю его место.
Беру на себя IT-проекты и управление процессами компании. Нанимаю сотрудников. Погружаюсь в тонкости бухгалтерии, финансовой сферы. В какой-то момент я стал управлять компанией. А это 16 человек в офисе и около 500 человек, исполняющих работы по стране. А также под сотню контрагентов. 10 крупнейших заказчиков, с которыми у нас контракты, со всеми выполняю обязанности KAM (менеджера по общению с ключевыми клиентами).
Олег "выдохнул" с моим появлением. Он стал позволять себе отлучиться на неделю-две, и ничего страшного не происходило при этом. По его словам, я стал ему поддержкой, опорой.
Не заставило себя ждать и очередное повышение ЗП. Она стала в 2 раза больше начальной. Кроме этого, Олег пообещал мне долю в компании, правда, произошло это “на словах”.
На этой волне решил взять ипотеку. А чтобы быстрее закончить ремонт, решил взять на него кредит.
Этот период сопровождался отношениями с девушкой, которая является руководителем своей такой же компании, примерно, как компания Олега, только в другой отрасли. Научился у нее многому, овладел пониманием определенного рода вещей, бизнес-процессов. И вообще, как всё происходит тут, в Москве.)
Вроде бы, казалось, что должно быть всё супер. Не прошло и года, а у меня новая квартира в Москве, хоть и наполовину в ипотеку, любимая девушка, я — второе лицо в компании, в которой еще и доля.
Но того самого ощущения стабильности, за которым перешел в сектор реального бизнеса, не было. Напротив, всё казалось еще менее стабильным, чем когда работал на себя.
У компании долги, и приходилось постоянно как самому работать с кредиторской задолженностью, так и быть психологом для сотрудников и наставлять каждого.
Задержка зарплаты 2 месяца — норма. Приходилось терпеть и самому. И объяснять своей женщине, почему не могу принести денег в дом.
И происходит это потому, что так или иначе выдергиваются деньги из оборота Олегом.
Я понял основной принцип. Владелец делает, что хочет. Это его выбор. Если владелец компании решит, что ему нужны деньги из оборота здесь и сейчас, и развитие компании при этом остановится, то это его полное право. А сотрудники обязаны работать и тянуть эту лямку задолженности, потому что имеют хорошую зарплату, и должны отрабатывать. Да и даже на плохой зарплате должны были бы отрабатывать, если бы не ценили себя.
У Олега появился партнер, который привел за собой крупнейший, фирмообразующий контракт. Я сдивнулся на третий план.
До выплаты дивидендов по доле так ни разу и не дошло. Я примерно сразу догадывался, что это могла быть уловка, чтобы удержать меня в трудное время. Компания не получает прибыль, так как у компании есть долги. Поэтому формально о выплате доли речи не идёт. И в ближайшем обозримом будущем не будет. Был бы рад пообщаться на эту тему с более опытными в этом плане людьми, у которых есть видение, как это бывает и как владельцы поступают с долями. Из того, что я понял на данный момент, так это если доля “на словах”, и не закреплена официально - полная ерунда. Да и даже если прописана официально, это тоже полная ерунда. Сначала нужно смотреть на управленческий баланс компании и на её финансовые показатели. И если там нескончаемые долги, то рассчитывать не на что.
В феврале назрела стадия оптимизации расходов. Она должна была назреть еще раньше, но я вникал во всё настолько быстро, насколько мог. Так получилось, что это совпало с очередной двухумесячной задержкой ЗП. И, совещаясь, скрепя сердце, приняли решение, кому на сколько урезать, в том числе, себе. Но это было урезание на 20%. И было практически безболезненно.
На фоне этих событий расклеились отношения с девушкой, которая без энтузиазма воспринимала происходящие со мной вещи в финансовом плане. Плюс она не хотела жить со мной в моей новой квартире. Хотела продолжать жить в съемной, с претензией на элитность. Имела право, но моя ничем не уступала. Пришлось уйти.
И вот! Нарастающая волна паники, отсутствие масок в аптеках. Постановление Мэра. Пришлось принимать экстренное решение о переводе компании на удаленку и экстренно закрывать офис. Указ Президента о нерабочей неделе. Затем продление до 30 апреля.
Заказчики полностью прекращают присылать заявки на услуги. Пришлось увольнять пять человек. Это необычное чувство, увольнять людей, которых сам набирал, с которыми сам выстраивал работу по проектам, от начала и до конца. С которыми прошел вместе рабочий, пусть и недолгий, путь.
Всем остальным, кто остался, и представляет собой костяк компании, перераспределить оставшийся функционал, и так же урезать ЗП, в 2-3 раза. Разработал схему, при которой можно было бы сохранить оставшихся людей. Для этого достаточно было знать, у кого какие обязательства по кредитам, алиментам, ипотекам, съемным квартирам, плюс минимальные деньги на еду. И обеспечить им этот уровень.
Плюс Олег снова вывел себе денег из оборота. А я так сильно на них рассчитывал, чтобы расплатиться с кредиторами. Но ничего страшного. Крепимся, как можем. Продолжаем работать и тянуть лямку кредиторской задолженности.
Основной заказчик возобновил заявки. И с другими удалось договориться на продолжение работы. Конечно, объем мизерный, но, будем надеяться, что выжить можно.
Но, если честно, в сегодняшней ситуации ощущение стабильности отсутствует как понятие вообще.
Оставшихся поступлений в виде ЗП катастрофически не хватит на будущее, да и перспектива постоянства этих поступлений тоже под сомнением. Поэтому голова экстренно ищет выхода из ситуации и увеличения дохода.
Рассматриваю различные истории: устроиться на аналогичную работу управленцем, но в текущих реалиях это будет маловероятно в ближайшие месяцы.
Подумываю вернуться в IT, маркетинг и арбитраж трафика. И, как альтернатива, есть мысли создать собственный бизнес в интересной нише.
Полученного опыта с лихвой хватит, чтобы получать результаты в любом из намеченных направлений.
А там уже куда затянет кривая! Если получу достаточное количество отклика, то продолжу писать о том, как развивается ситуация. Будем на связи!