Христос воскресе!
Сегодня я хотел бы поделиться с Вами неожиданными размышлениями о природе эпидемии. Почему вдруг в праздничный день?
Мне кажется, что вся история последних дней и Пасхи в условиях коронавируса наводит на определенные размышления. И, прочитав одну из последних публикаций известного русского философа Дугина в его Телеграм канале, я удивился, насколько тесно его рассуждения переплетаются с моими собственными мыслями.
Итак он пишет: в древней мифологии эпидемии связывали с богами чумы (Эрра и Нергал).
Мор, чума, стихийные явления - считалось, что за ними стоят эти боги. Это такое божественное проявление, которое показывает человеку, что он смертен, жалок и слаб. И что по воле богов он может в любое время возвратиться в прах, из которого создан.
У древних евреев в монотеистической традиции считалось, что источником мора или чумы является единое божество – Яхве – который дает людям и благодатные дары, и наказывает, когда они отклоняются от Господних путей, когда они слишком погружаются в земные дела. За это библейский Бог и покарал жителей Содома и Гоморры и наслал Ноев потоп.
Бог наказует (древнерусское "наказ" - научение, наставление) людей, которые чрезмерно полагаются на себя, забывая о создателе. Через эти испытания человек возвращается к Богу.
Несмотря на разность подходов в монотеистических и политеистических религиях, между ними есть нечто общее. Чума, стихийное бедствие, катастрофа возникают тогда, когда человек слишком разрастается в своей человечности, слишком убеждается в своем всемогуществе и всесилии, когда слишком много о себе мнит – божество, которое находится на более высоком уровне бытия, сознания, могущества и власти как бы возвращает человека к его позициям. Ты прах, будь скромен. Ты раб Господен, не поднимай бунт против Бога. Ты заключил с Богом альянс (в иудаизме), союз, завет, ты не должен восставать на высший, духовный небесный порядок. Ты должен соблюдать определенные правила (в тч, семейные, политические, государственные, иерархические, религиозные). А если ты говоришь, что ничего этого знать не хочешь, ты получаешь чуму.
И тут люди неверующие саркастически усмехнутся и скажут - всё это ерунда, посмотрите на всех ваших священников, праведников, монахов и простых верующих - всех их точно также косят эпидемии, и никакие боги их не защищают.
Но, говоря это, вы не учитываете разницу в отношении к эпидемии.
Праведник или самый простой верующий не так страдает во время чумы – он готов к смерти, служению Богу, он даже понимает, за что Господь карает человечество, и поэтому видит в этом проявление Божественной справедливости.
Праведник укрепляется в своей праведности, когда приходят боги чумы, или когда ее насылает единое божество.
А терапия направлена именно против грешника – он слишком много возомнил о себе, он посчитал, что так хорошо все понимает, и так развита наука, что ему и Бог не нужен, он сам о себе может позаботиться. Это своего рода восстание против Бога – и любая эпидемия сразу обретает характер не случайности, а высшего смысла - возвращения человека к истокам, признания над собой высшей силы, бунт против которой не имеет смысла.
В Средние века любые эпидемии воспринимались именно так, и за прохождением следовало укрепление веры. Но как только человечество стало отходить от идеи Бога, испытания посыпались одно за другим - Великая Французская революция, Наполеоновские войны, Первая мировая война, Вторая мировая война, на фоне которых даже локальные эпидемии казались малым злом.
И вот после Второй мировой войны, человечество, получив хороший урок, вернулось к идеям гуманизма, приоритета человеческой жизни, укрепления веры во всех конфессиях. На этом фоне начался небывалый расцвет науки, сближение стран, процессы глобализации.
Но человечество опять чрезмерно увлеклось идеей своего всемогущества, поверило в научно технический прогресс, практически вплотную подошло к вопросам высшей компетенции - изменение генома человека, клонирование, биоинженерия. Медицина достигла таких высот, что люди в 60-70 лет выглядят как 40-летние, человечество поверило в скорую победу над раком, СПИДом и прочими болезнями, которые ранее считались неизлечимыми...
Человек стал думать, что может организовать жизнь миллиардов людей на планете по одной и той же либеральной рыночной логике, что человечество может обойтись без Бога, без богов, без обряда, без церквей, без ритуалов – лишь на основании своего рассудка.
И вот приходит крошечный вирус, простейший набор клеток, и человечество вдруг бессильно. Человек возвращается к загнанной глубоко в подсознание мысли, что мы ничтожно малы, мы слабы, и все наши достижения могут рухнуть всего за несколько месяцев.
И в этой растерянности и всеобщей панике верующие всех конфессий говорят - прекратите быть теми, которыми вы были, вернитесь на пути Господни, вернитесь к истокам и своему начальному месту в этом мире, который дан вам Богом не как игрушка, а как то, что надо сохранить и украсить.
А мы говорим лишь о том, сколько нам нужно масок, сколько нужно аппаратов ИВЛ, как надо строить новые клиники и какие меры надо предпринимать, чтобы вирус не распространялся дальше, как спасти больше людей. Мы говорим, что мы обязательно справимся, никакого бога нет и в помине, надо рассчитывать на свои силы, и надо справиться с чумой нашими человеческими силами. Но не усугубляем ли мы тем самым наше положение? Если допустить религиозное, метафизическое значение чумы, то разве это должно быть нашим ответом? Если у чумы есть смысл, если пандемия хочет показать, что мы двигались в неправильном направлении, что надо менять курс цивилизации, что мы слишком далеко зашли в вере в наше всемогущество и ценности либерального общества?
Мы не хотим признать над собой высшего начала, но с лёгкостью соглашаемся на ограничения наших свобод, тотальный цифровой контроль, всеобщую чипизацию.
Мы смеемся над выражением "раб Божий", но когда эпидемия закончится, не окажемся ли мы в итоге в гораздо большем рабстве?
Можно не признавать идею Бога, отрицать древние и мировые религии, но никуда не деться от вопросов, которые будут возникать в Вашей душе. Мир без Бога ответа на эти вопросы не даёт. Уйдет эта эпидемия, придёт другая, или случится нечто другое, к чему человечество опять не будет готово, и эта мысль погружает нас в отчаяние.
И если посмотреть на эпидемию под этим углом, то сразу становится понятным, что она призывает каждого из нас задуматься о тех приоритетах, которые мы ставили во главу угла, и как легко эти приоритеты могут быть разрушены.
Эта Пасха, настолько не похожая на прочие, может стать поворотным моментом в истории человечества, только мы этого до конца ещё не осознали. Какой выбор мы сделаем? Вернёмся к ценностям потребительского общества или поймём что-то очень важное о пути всего человечества?
Но Благодатный огонь вновь сходит в Иерусалиме, и значит у мира всё таки есть надежда! Всех с праздником!
⠀
* Друзья, если вам нравятся мои материалы, то помогите сделать так, чтобы их видело большее количество людей. Ставьте лайки и комментарии, подписывайтесь на мой канал 🤗